Олег Куваев в своей знаменитой книге "Территория" вложил в уста одному из главных героев такую фразу: "... когда закончится пора всеобщего забалдения..."
Интересно, что бы сказал этот герой, глядя на сегодняшнюю молодёжь. Нынче эпоха всеобщего потребления и потребительства. С ранних лет у детей формируется мысль о том, что можно все купить и выбросить, а потом снова купить. Начинается с элементарной упаковки для продуктов. Сегодня это огромная проблема для экологии, а нам хоть бы что. Пластиковые пакеты, сотни салфеток всевозможных видов, на производство которых идёт драгоценная древесина, упаковка посылок из интернет-магазинов, пластиковые патчи из под чипсов, сухариков, обертки конфе, стеклянные бутылки - все это выбрасывается тоннами в общую помойку. В странах Европы, где ценят любое сырье, и нет возможности гадить, где живёшь, по причине лилипутских площадей, давно уже действуют правила на раздельные сборы. Всё наверняка слышали шутку про чайный пакетик - ниточку отдельно, чай в пищевые отходы, скрепочку, которой прикреплён ярлык, в металл, ярлык в макулатуру. Так вот это не шутка. Так и есть.
Всё это я к чему. Раньше в стране сдавалась макулатура, стекло и металлолом. (Сегодня все это выбрасывается и не всегда на помойку)
Этой инициативой убивали двух зайцев, даже трех. Прививали детям идею переработки вторсырья (тренд в Европе #1), очищали территории, и, главное, занимали подростков в свободное время, приучая к труду. Сегодня в зачатке душат малейшие попытки приучить школьника к общественному труду в школе.
Ещё 20 лет во всех школах страны были дежурства с мытьем полов, летняя практика с посадкой деревьев, покраской рам и парт, уборкой и т.п. Конечно, сегодня даже страшно представить, что было бы, если бы ребёнку сказали пол помыть в классе. Ну, положим, это действительно перебор, но ведь доходит до маразма, когда родители жалуются, что их ребёнка заставили доску вымыть. У меня многие дети это считали за честь, потому что никому не давала это делать (не дай Бог, кто-то пожалуется).
Вот и растёт поколение лодырей, не потому что дети плохие, а потому что в стране, и, соответственно, в школе нет идеи труда. Дети видят, что за них все делают специально обученные взрослые. Ну и зачем им напрягаться, они лучше пойдут шоколадку купят или в смартфон поиграют.
Но ведь были ещё уроки труда, а сегодня это редкость. Сами кабинеты с плитами и швейными машинками для девочек и станками для мальчиков упразднены. Зачем шить, зачем учить готовить, делать мебель, если все можно купить??
Из труда в школе остались сборы макулатуры и редкие субботники, но школьники туда приходят в добровольно-принудительном порядке.
Ну почему умным людям, которые пишут ФГОСы, не узаконить хотя бы элементарные трудовые воспитательные меры. Министр просвещения О. Васильевна, в начале своей карьеры говорила о том, что вернет в школу ОПТ (общественно-полезный труд), но воз и ныне там.
Ведь если сегодня ученик парту и писал, а завтра отмыл и покрасил, или пришёл в школу без сменки, а потом пол помыл, он уже будет по другому оценивать труд других людей.
В общем, грустно...