УЧАТ В ШКОЛЕ, УЧАТ В ШКОЛЕ, УЧАТ В ШКОЛЕ!!!
Три раза нам повторила известная песенка, а мы никак усвоить не можем, что задача ДОшкольного возраста не НАУЧИТЬ, а ПОДГОТОВИТЬ ребенка к школьному обучению.
Давайте разберем готовность к школе нашего подросшего ребеночка на части и посмотрим, как там всё устроено.
Итак, готовность к школе включает в себя три компонента:
1. Педагогическая готовность
Про это знают все. Те самые счет, чтение, письмо печатными буквами и прочее.
Писать про это не будем, все готовятся потихоньку и все научатся.
2. Физиологическая готовность
Созревание различных систем организма, необходимых для успешного усвоения школьной программы.
Например к 7 годам завершается формирование коры головного мозга, продолжается окостенение хрящей кисти руки.
Тут тоже не будем останавливаться. Спорт и танцы нам в помощь.
3. Психологическая готовность‼!
Вот тут стоит поподробней. На это можно и нужно влиять и корректировать.
Что это?
Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной программы.
Что включает?
- Интеллектуальную готовность
- Социально- личностную
- Мотивационную
- Эмоционально-волевую
А теперь немножко расшифрую))
Интеллектуальная готовность
- это вовсе не эциклопедические знания попугайчика. Как стишок не выучишь, интеллект - это как раз про понимание.
В первую очередь, аналитическое мышление. Когда ребенок не просто способен решить пример, а понимает почему, откуда и как в нем появляются цифры и знаки. Может выделить общие признаки, убрать лишнее, домыслить недостающее.
Логическое запоминание вместо механического зазубривания. Когда есть понимание почему дальше именно вот это, а вот того не может быть в силу логики.
Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
Способность к пониманию и применению символов, восприятие сложных заданий на слух (слава Петерсону!!!).
Социально-личностная готовность
Стержень готовности ребенка к школе. Точнее, канатик, сплетенный из трех составляющих:
- Раз - Набор знаний о себе.
Самое простое и (ох, как часто!) упускаемое. Полное ФИО свое и родит.елей, знание мест работы родителей. Дата рождения, сколько ребенку лет. Страна, город и домашний адрес.
- Два - Самооценка. Должна быть адекватной.
Дети с низкой самооценкой обречены на неуспешность, просто в силу того, что даже не пробуют что-то делать.
С завышенной самооценкой тоже учиться сложновато. Очень часто эти дети попадают в категорию невнимательных, т к не анализируют свои действия, торопятся дать ответ. Такие дети зачастую нарушают правила поведения, склонны к демонстративному поведению. Плохо переносят критику и неудачи.
В идеале, ребенок должен адекватно оценивать себя и свое поведение к 7 годам.
- Три - Коммуникативная готовность.
1. Ребенок-взрослый - Подчинение поведения определенным нормам и правилам. Возрастная норма для младших школьников- неприрекаемый авторитет учителя. Поддерживайте его, это ваш залог желания делать домашнюю работу и усвоения информации в школе.
2. Ребенок-дети - Умение общаться, сопереживать, слушать, проявлять инициативу в общении, учитывать интересы других, выходить из конфликтов мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.
Мотивационная готовность.
Это наличие у детей желания учиться. Именно учиться, а не пойти в школу.
Попробуйте спросить у детей зачем они хотят пойти в школу?
Если ребенок говорит о получении знаний, уроках, о том, что он взрослый, хочет научиться новому, то всё отлично.
Если о переменках, друзьях, покупке атрибутики, играх, веселье, стоит поработать с этим вопросом.
Поверьте, не стоит перегружать ребенка, уходить вглубь программы 1-го класса (расписывать задачи "как в школе", решать примеры через десяток или подчеркивать главные члены предложения). Лучше отработать доступное ребенку сейчас, чтоб ему было достаточно просто. Ставьте конкретные маленькие цели и вместе добивайтесь их.
Эмоционально-волевая готовность.
Это способность делать не только то, что ХОЧУ, но и то, что НАДО.
- Не бояться трудностей
- Проявлять усилия, если сложно
- Умение сосредоточиться
- Умение управлять своими эмоциями
Всё это тесно связано с мотивацией, самооценкой, интеллектуальной готовностью. И вообще, тема для отдельной большой беседы. Думаю, вот именно про это позже напишу еще более подробно.
(а ваши лайки и подписка покажут, что вам это интересно ;)