Найти тему
Детки и родители

В школе - учат, а к школе - готовят

УЧАТ В ШКОЛЕ, УЧАТ В ШКОЛЕ, УЧАТ В ШКОЛЕ!!!

Три раза нам повторила известная песенка, а мы никак усвоить не можем, что задача ДОшкольного возраста не НАУЧИТЬ, а ПОДГОТОВИТЬ ребенка к школьному обучению.

Изображение klimkin с сайта Pixabay
Изображение klimkin с сайта Pixabay

Давайте разберем готовность к школе нашего подросшего ребеночка на части и посмотрим, как там всё устроено.

Итак, готовность к школе включает в себя три компонента:

1. Педагогическая готовность

Про это знают все. Те самые счет, чтение, письмо печатными буквами и прочее.

Писать про это не будем, все готовятся потихоньку и все научатся.

2. Физиологическая готовность

Созревание различных систем организма, необходимых для успешного усвоения школьной программы.

Например к 7 годам завершается формирование коры головного мозга, продолжается окостенение хрящей кисти руки.

Тут тоже не будем останавливаться. Спорт и танцы нам в помощь.

3. Психологическая готовность‼!

Вот тут стоит поподробней. На это можно и нужно влиять и корректировать.

Что это?

Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной программы.

Что включает?

  • Интеллектуальную готовность
  • Социально- личностную
  • Мотивационную
  • Эмоционально-волевую

А теперь немножко расшифрую))

Интеллектуальная готовность

- это вовсе не эциклопедические знания попугайчика. Как стишок не выучишь, интеллект - это как раз про понимание.

В первую очередь, аналитическое мышление. Когда ребенок не просто способен решить пример, а понимает почему, откуда и как в нем появляются цифры и знаки. Может выделить общие признаки, убрать лишнее, домыслить недостающее.

Логическое запоминание вместо механического зазубривания. Когда есть понимание почему дальше именно вот это, а вот того не может быть в силу логики.

Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

Способность к пониманию и применению символов, восприятие сложных заданий на слух (слава Петерсону!!!).

Социально-личностная готовность

Стержень готовности ребенка к школе. Точнее, канатик, сплетенный из трех составляющих:

  • Раз - Набор знаний о себе.

Самое простое и (ох, как часто!) упускаемое. Полное ФИО свое и родит.елей, знание мест работы родителей. Дата рождения, сколько ребенку лет. Страна, город и домашний адрес.

  • Два - Самооценка. Должна быть адекватной.

Дети с низкой самооценкой обречены на неуспешность, просто в силу того, что даже не пробуют что-то делать.

С завышенной самооценкой тоже учиться сложновато. Очень часто эти дети попадают в категорию невнимательных, т к не анализируют свои действия, торопятся дать ответ. Такие дети зачастую нарушают правила поведения, склонны к демонстративному поведению. Плохо переносят критику и неудачи.

В идеале, ребенок должен адекватно оценивать себя и свое поведение к 7 годам.

  • Три - Коммуникативная готовность.

1. Ребенок-взрослый - Подчинение поведения определенным нормам и правилам. Возрастная норма для младших школьников- неприрекаемый авторитет учителя. Поддерживайте его, это ваш залог желания делать домашнюю работу и усвоения информации в школе.

2. Ребенок-дети - Умение общаться, сопереживать, слушать, проявлять инициативу в общении, учитывать интересы других, выходить из конфликтов мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.

Мотивационная готовность.

Это наличие у детей желания учиться. Именно учиться, а не пойти в школу.

Попробуйте спросить у детей зачем они хотят пойти в школу?

Если ребенок говорит о получении знаний, уроках, о том, что он взрослый, хочет научиться новому, то всё отлично.

Если о переменках, друзьях, покупке атрибутики, играх, веселье, стоит поработать с этим вопросом.

Поверьте, не стоит перегружать ребенка, уходить вглубь программы 1-го класса (расписывать задачи "как в школе", решать примеры через десяток или подчеркивать главные члены предложения). Лучше отработать доступное ребенку сейчас, чтоб ему было достаточно просто. Ставьте конкретные маленькие цели и вместе добивайтесь их.

Эмоционально-волевая готовность.

Это способность делать не только то, что ХОЧУ, но и то, что НАДО.

  • Не бояться трудностей
  • Проявлять усилия, если сложно
  • Умение сосредоточиться
  • Умение управлять своими эмоциями

Всё это тесно связано с мотивацией, самооценкой, интеллектуальной готовностью. И вообще, тема для отдельной большой беседы. Думаю, вот именно про это позже напишу еще более подробно.

(а ваши лайки и подписка покажут, что вам это интересно ;)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц