Специфика малого и среднего бизнеса - автоматизация только основных бизнес-процессов. Для телекома это бухгалтерия и биллинг. Права на ошибку нет: финансовые ресурсы ограничены, отставать в конкурентной гонке нельзя. В статье рассказываем, как выбрать биллинг для СМБ, как сэкономить и на что обратить внимание.
Выбирая биллинговую систему для малого или среднего бизнеса, следует обратить внимание на три фактора. Во-первых, в биллинге должны быть функции, которые помогут бизнесу развиваться и не отставать от рынка. Во-вторых, поддержка программы не должна создавать дыры в бюджете. И в-третьих, система должна быть надежной и проверенной, иначе биллинг начнет тормозить обслуживание клиентов, обрастет ошибками и доработками - а это чревато потерей покупателей и удорожанием поддержки.
Что должен уметь биллинг?
- Главные задачи биллинга для SMB: автоматизация расчетов с абонентами, тарификация и формирование документов. Эти функции должны быть отлажены и понятны для сотрудников, а интерфейс - интуитивно понятен и логичен. Чем универсальнее будет ключевой функционал, тем меньше придется настраивать его под работу компании.
- В то же время бизнесу лучше иметь billing для СМБ, в который можно быстро внести изменения или модифицировать некоторые алгоритмы. Например, в Forward Billing вы можете тарифицировать разные услуги в рамках одного рекламного предложения или оперативно запускать программы лояльности и новые акции.
- Для обслуживания абонентов на высоком уровне в биллинге должна быть BSS-верхнеуровневая часть. Это блок CRM, пакетирование, квотирование балансов и prepaid-расчеты. Без них аналитика, ввод сложных тарифов и взаиморасчеты с партнерами станут для вас головной болью.
- Малый и средний бизнес всегда ориентированы на развитие и расширение. Поэтому биллинг для SMB должен масштабироваться без внешнего вмешательства, выдерживать пиковые нагрузки и уметь рассчитывать больше двух тарифов. Уточняйте у вендора, на какую базу клиентов рассчитана биллинговая система. В этом плане модель SaaS решает проблему за вас: не нужно покупать дополнительные лицензии для расширения клиентской базы или количества пользователей. А если биллинг можно бесшовно интегрировать с дополнительными модулями - CRM, управлением дилерами, WorkFlow, порталом самообслуживания абонентов, - то у бизнеса ни в одном из направлений не возникнет проблем с модернизацией.
- Чтобы абоненты не замечали разницы, связываясь с номерами других операторов и пользуясь услугами за границей, нужны налаженные взаимоотношения с партнерами. Для этого в биллинге для СМБ должен быть Balance Manager, который конвертирует мультивалютные бонусы и раскладывает их в балансы.
- Тарифная политика операторов связи все больше завязывается на мобильной передаче данных. Если billing для smb интегрируется с детальным управлением потоками трафика, позволяя провайдеру делать такие предложения и быстро выводить их на рынок - у бизнеса будет конкурентное преимущество.
- Чаще всего абоненты “общаются” с оператором только через мобильное приложение или личный кабинет. Эти опции - “лицо” провайдера для клиентов, поэтому следует обратить внимание на их реализацию в биллинге. Непонятный интерфейс, баги и отсутствие детализации затрат настроят покупателя негативно. И наоборот: удобный функционал и быстрая связь с сотрудниками компании повышают лояльность абонентов.
- Без аналитики нет развития и прогнозирования. Без развития и прогнозирования нет и бизнеса. Не стоит обделять вниманием аналитику, которую собирает биллинг. Именно billing для SMB знает об абонентах больше всего информации. Используйте ее для сокращения оттока клиентов, обнаружении слабых мест в бизнес-процессах и привлечения новых абонентов. При выборе биллинговой системы поинтересуйтесь, какие данные собирает программа и в какие отчеты затем преобразует.
С появлением биллинга в облаке отговорка о затратности приобретения программы для компаний СМБ перестала работать. Ни оборудования, ни команды программистов, ни рабочих станций. Если и выбирать billing для СМБ, то однозначно по модели SaaS. А если вам нужен биллинг в аренду, проверенный временем и ни одним десятком клиентов - то это однозначно Forward Billing.