Этот пост будет посвящен богам саамов, кому и во что они верили.
Снова использую труды так понравившегося мне этнографа В.Н Харузина.
📌Лопари давно уже исповедуют православную веру.
Из язычества в христианство они были обращены несколько веков тому назад (ХVI в.) трудами русских иноков-пустынножителей.
Более всего потрудились над просвещением саамов иноки Феодорит и св. Трифон Печенгский. Св. Трифон многие годы провел среди лопарей, устроил на реке Печенге монастырь и многих обратил в христианскую веру.
До того лопари были язычниками. Вот во что они верили:
Небо они называли Юбмел; они считали его благим божеством. Но Юбмел неизмеримо далеко жил от людей, он не был близок их нуждам и печалям, — и они редко приносили ему жертвы. Все-таки Юбмел был у лопарей верховным божеством.
Остальные боги, — их было очень много у лопарей, — делились на более и
менее важных.
Сильно почитали лопари бога солнца или само солнце — Пейве. Появление солнца над мрачной и темной землей оживляло спящую под зимним холодом землю, давало радость людям. Благодетельный Пейве объезжал, по понятиям лопарей, небо, в его кережки был утром впряжен медведь, в полдень он его менял на оленей. У солнца была мать, жена, дочь и сын. Много сказок и преданий ходило про них у саамов.
Грозным считали лопари бога грома — Айеке. Он, верили лопари, ходил по тучам, держа в руках лук — радугу, и пускал громовые стрелки в нечистую силу. Случалось, болезнь падала на оленье стадо; лопарь хозяин верил, что причина тому колдовство. Тогда он обращался с мольбой к Айеке и колдун непременно должен был погибнуть от стрелы грозного бога. Так твердо верили саамы
Своим богам, злым и добрым духам, лопари приносили многочисленные жертвы. Обыкновенно жертвоприношение совершались каждым, по его желанию. Лопарь прежде всего узнавал, какого животного требует от него божество. Для этого почти в каждом лопарском жилище хранился священный бубен.
Священный бубен делался из дерева, растущего посолонь (по солнцу).
Он имел вид решета, обтянутого оленьей шкурой, с которой удалена шерсть. На шкуре рисовали изображение зверей и птиц, а также и черточки, квадраты и т. д., знаменовавшие разные божества: солнце, громового бога и т.д.