Найти тему
Предпринимай!

«Папа, шайбу!» Как бывший топ-менеджер основал семейный хоккейный клуб

Семён Колонин, организатор семейного хоккейного клуба «Семь футов» и основатель одноименной сети семейных лагерей, рассказал, как у него хватило смелости оставить ради этих проектов пост топ-менеджера с солидной зарплатой и шикарным соцпакетом.

Russia-balalaika-Natasha

На любом посту и в любой должности Семён Колонин дарил людям впечатления и вау-эмоции. Russia-balalaika-Natasha — кричали восторженные иностранцы, покупая в сети его ларьков на Новом Арбате матрешки и оренбургские платки. Потом, владея на пару с другом семейным туристическим агентством «Семь футов», Семён воплощал мечту многих «увидеть Париж и умереть». До смерти, конечно, не доходило, туристы возвращались живые, здоровые и довольные.

А потом были несколько лет в найме, где Семён дорос до должности заместителя гендиректора по развитию компании Eurowine. Пришло время спокойной обеспеченной жизни. Но в один прекрасный день Семён вдруг покинул офис, сменил костюмные туфли на унты, ручку «Паркер» на хоккейную клюшку и окончательно стал предпринимателем.

-2

Смена курса

Из Eurowine Колонин ушел в самое лютое с финансовой точки зрения время — в ноябре 2014-го. В дни, когда курс евро мог запросто вырасти за день на восемь рублей. Когда страх неизвестности заставлял людей держаться за любую работу. Колонин в те дни неожиданно написал заявление «по собственному».

— Мы не сошлись с владельцем компании и генеральным директором во взглядах на стратегию антикризисного управления — вспоминает Семён. — Я понял, что не смогу отвечать за результат тех действий, которые идут вразрез с моими предложениями. И решил уйти.

Дома решению главы семьи сильно удивились. И не сразу поняли.

— Я смог аргументировать и донести, что это лучшее решение. Но финансово пока еще не доказал это. Да, мои проекты постепенно растут и масштабируются, но на прежний уровень дохода я пока не вышел, — признает бизнесмен.

В качестве подушки безопасности у Колонина с другом и партнером оставалось туристическое агентство. В годы кризиса, конечно, это сомнительный актив, но, по признанию предпринимателя, доход, сопоставимый со сдачей небольшой квартиры, этот проект все же приносил стабильно.

Уволившись из «Евровайна», Семён понял для себя, что снова, как в девяностые, чувствует тот самый «дух свободы и авантюризма». Развиваться рассчитывал под тем же зонтичным брендом «Семь футов». Планировал, что пару сезонов будет организовывать выездные детские семейные лагеря на сторонних площадках, а со временем попробует открыть сеть эко-отелей, ориентированных именно под такой формат отдыха. Часть пространства рассчитывал сдавать в аренду схожим по духу командам.

Сыновья Семёна Лев (слева) и Глеб (справа)
Сыновья Семёна Лев (слева) и Глеб (справа)

Папа, шайбу!

Но в первую же свободную от офиса зиму в планы вмешались сыновья, в нетерпении стучавшие в коридоре клюшками об пол.

— В моем детстве хоккея в современном понятии не было. Мы бегали в валенках по замерзшему пруду на задворках Дворца пионеров. Самодельные клюшки, жестянка от леденцов вместо шайбы, вот и весь хоккей. В старших классах появились первые коньки, но я едва научился на них стоять, — вспоминает Семён. — По-настоящему на коньки меня поставили уже мои мальчишки, им нужен был компаньон. На Ленинском проспекте, где мы живем, объединялись по две-три семьи и играли.

Сперва в роли «играющих тренеров» были папы. Они же заливали вместе каток. Но мужчины быстро поняли: их навыков на энергию растущих пацанов не хватает. Пригласили тренера из МБУ СЦ «Космос» Гагаринского района.

Слава о жарких дворовых баталиях быстро разлетелась по округе. К хоккейной коробке стали стягиваться другие ребята, многие также приходили с папами.

— Так встал вопрос о коммерческом тренере, а потом уже задумались об аренде льда. Постепенно за четыре года сложилось свое сообщество, придумали название . «Красные ястребы», — рассказывает Семён. — Теперь у нас четыре команды. Одна из них состоит из мам. Девушки сперва болели на трибунах, потом тоже взяли клюшки в руки. Всего в клубе занимается 138 человек.

«Красные ястребы» уже играют в составе Любительской хоккейной лиги. В планах создать свою, Семейную хоккейную лигу. А пока Семён оформляет свою большую хоккейную семью юридически.

Интересно, что график занятий либо отсекает от участия в клубе пап, у кого пятница рифмуется с «тяпницей», либо заставляет пересматривать их свой образ жизни.

— Одна тренировка у нас в пятницу вечером, а другая утром в воскресенье, — рассказывает предприниматель. — В 7:45 уже выходим на лед. Хочешь или нет, а с таким расписанием приходится соблюдать спортивный режим.

Утренняя воскресная тренировка, как ни странно, очень подошла тем командам, где родители в разводе. Папа забирает сына еще до рассвета или с вечера, а после тренировки у них, по сути, еще весь день впереди. Можно в зоопарк, можно в театр, можно просто в кафе.

Семейный формат хоккея — уникален. Существуют отдельно детские, отдельно женские или мужские команды. А о том, чтобы где-то объединялись в хоккейную команду целыми семьями, Семён еще не слышал. Но именно это ему и важно.

-4

К морю и оленям!

Хоккейный клуб невольно сегментировал внимание и время предпринимателя. Зимой основные силы сосредоточены на хоккее. А летом клиенты Колонина пакуют чемоданы, отправляясь в семейные лагеря.

— Идея родилась из наших семейных поездок. Я постоянно придумывал различные квесты и приключения, мы искали клады, рисовали свои карты. Компания обычно подбиралась большая, 3–4 семьи друзей. Они-то и стали участниками первой смены моего лагеря, а я получил честную обратную связь, — вспоминает бизнесмен.

Первый раз поехали в Крым в 2015 году. Лагерь разбили в западной части полуострова, на мысе Тарханкут, в поселке Оленевка. До этого пять лет Семён вывозил туда свою семью, детям очень нравились местные белоснежные пляжи.

Но от идеи организовывать досуг в лагере самому, как это было в семейных поездках, Колонин отказался сразу. Он хотел, чтобы его формат принципиально отличался от других подобных проектов.

— У меня нет набора случайных активностей: «сегодня волейбол, завтра клад ищем». Не привлекаю я к подготовке программы и родителей. Не все до поездки знакомы между собой, и часто взрослые «закрывают дела» вечером накануне отъезда, — объясняет Колонин. — У каждой смены есть свой сценарий: с завязкой, кульминацией, развязкой. В команде, как минимум, один, а то и больше психологов. Они и я снимаем ожидания участников лагеря заранее, с тем чтобы максимально хорошо адаптировать под них разработанную программу. Психологи просчитывают сценарии развития отношений в лагере, следят за динамикой развития группы, помогают формированию дружного коллектива. Если надо, тушат «угольки раздора», пока они не превратились в пожар. Одному это сделать нереально.

Поэтому Семён сосредоточился на административных, организационных и кадровых вопросах. Часто к нему приходят по рекомендации сарафанного радио. И остаются надолго.

— Сомнения «купить за эти деньги тур в "трешку" в Таиланде» или поехать со мной, решаются обычно в мою пользу, — говорит Семён. — Процент повторных гостей у меня большой, 77%. Семьи ездят по 2–4 сезона, пока ребенок не вырастает и у него не меняются приоритеты. Летом ездим на море в Россию и Грецию, зимой — на Русский Север.

Семён в роли джинна в одном из семейных лагерей Идем на север
Семён в роли джинна в одном из семейных лагерей Идем на север

Идем на север

Самым удачным проектом предприниматель считает лагерь в лесном отеле «Голубино». Это Пинежский район Архангельской области, примерно в 200 километрах от Архангельска. На берегу реки Пинега, через дорогу от природного заповедника семьи этой зимой соберутся дважды. Один лагерь «Знакомьтесь! Север!» будет новогодним, а второй пройдет в феврале — когда рядом разобьют свою стоянку оленеводы. В самый морозный месяц года кочевники перемещаются в более южные районы севера — ближе к людям и еде. У московских гостей появляется возможность посмотреть на их быт.

Удачная локация лагеря позволяет за восемь дней увидеть северное сияние, спуститься в одну из самых больших северных карстовых пещер, дойти дневным походом до таинственного незамерзающего водопада Святой источник и вернуться обратно, кататься на коньках и лыжах и вылетать на ватрушке с горки прямо на лед Пинеги.

— Хозяева отеля составляют нам уникальное северное меню на каждый день: от ухи из северной трески и семги, ягодных пирогов с морошкой до пельменей с медвежатиной, салатов с лосятиной и оленей колбасы. А еще мы ездим на экскурсию на, наверное, единственный в России хлебный завод, где хлеб выпекают в огромной дровяной печи. Он очень вкусный, с дымком. После прогулки по морозцу — самое то! — жмурится от удовольствия Семён, вспоминая вкус того самого хлеба. — Эту экскурсию дети потом вспоминают целый год.

-6

Работа над ошибками

Предпринимателю чужды публичные истории про «успешный успех». Он признает, что в его деле были, есть и будут просчеты и ошибки. Как и у всех. И это нормально. Главное, сделать правильные выводы и идти дальше к намеченной цели. К самым фееричным просчетам Семён Колонин относит, например, 150 тысяч, потраченных на smm-продвижение летнего лагеря в Греции. Ни одной заявки эта кампания не принесла. А под группу было забронировано 20 номеров в хорошем отеле. И все их, пусть и с дисконтом, бизнесмен обязан был оплатить.

В итоге предприниматель этой весной закончил курсы smm-продвижения и следующую рекламную кампанию проведет сам, чтобы понять, в чем была причина — неверном таргетировании или самом продукте. Общая прибыль с того лагеря составила 36 тысяч рублей — это был самый неудачный сезон за пять лет работы.

А летом 2019 года отменились сразу две смены. Владельцы отеля в крымской Оленевке решили поэкспериментировать с частными заказчиками. О том, что летом не будут принимать организованные группы, сообщили поздней весной. Свободных мест в других отелях на нужные даты уже не было. Семён решил переориентироваться на Италию и провести лагерь на побережье озера Гарда. Но опять прогадал — все места, где может разместиться компания от 30 человек и больше, были забронированы еще с осени.

-7

А если отмотать назад?

Оба проекта превратились в семейное дело. Бухгалтерию ведет супруга предпринимателя, а инвестиционным портфелем отца управляет старший сын — первокурсник, поступивший в этом году на экономическое отделение финансового факультета МФЮА. Такое доверие подростку оказали после того, как он, увлекшись темой инвестиций, за год приумножил свой капитал с 30 до 300 тысяч. Так же успешно юный финансовый гений управляет и папиным капиталом, накопленным в «тучные годы». Это позволяет главе семейства ни о чем, по большому счету, не жалеть и сосредоточиться на развитии бизнеса.

— До того как уйти с поста топ-менеджера, я размышлял об этом год. Да, пока я не масштабировал свой бизнес до того размера, как хочу. Но все движется в нужном направлении. То, как развивается хоккейный клуб, мне нравится. Есть горизонт роста и у лагерей, — рассуждает предприниматель. — И я рад, что в тот непростой период не поддался вполне разумным доводам «пересидеть кризис», а набрал побольше воздуха в легкие и рванул.

Текст: Александра Антонова
Фото: Сергей Щедрин и личные архивы Семёна Колонина