Найти в Дзене
Ольга Кипренская

Царские невесты. Красота по-древнерусски

Есть у меня среди прочих хоббей - хобби изучать русскую историю. Если вам будет интересно, то буду приносить интересности и познавательности.

Константин Маковский, "Чарка меду". Масло, холст, 1890 год
Константин Маковский, "Чарка меду". Масло, холст, 1890 год

Красота по-славянски вещь монументальная. В девушке ценились стать и дородство. Впрочем, как утверждает скучная наука, полные женщины ценились тогда чуть ли не повсеместно - времена были голодные, а у пышнобедрой и пышнотелой красавицы было куда больше шансов стать многодетной матерью. Да и просто - матерью.

Константин Маковский, "Боярыня у окна". 1885 Холст, масло
Константин Маковский, "Боярыня у окна". 1885 Холст, масло

А уж царские невесты и вовсе обросли легендами. Этап отбора там был почище, чем в конкурсе красоты «Мисс Вселенная». Кроме пригожести ценили неперечливость, физическое здоровье и крепкую психику. Хотя лично я ввела бы еще и тест на подозрительность. Времена-то были суровые, поэтому слишком впечатлительные и доверчивые в царском тереме не выживали.

Константин Маковский "под венец"
Константин Маковский "под венец"

Но при наличии хорошо развитой паранойи и неконфликтного характера, даже был шанс дожить до старости.

Константин Маковский. Из повседневной жизни русского боярина конца семнадцатого века. 1868 Холст, масло
Константин Маковский. Из повседневной жизни русского боярина конца семнадцатого века. 1868 Холст, масло

Однако сейчас не об этом, а о красоте. У нас сохранилось немного парсунок (поясных портретов) именитых царских жен, в основном из семейства царя Петра I. И выглядят они, мягко говоря, не очень. Хотя современники вовсю восхищаются их красотой.

Но тут дело вот в чем — парсунка (парсуна) способна передать истинное представление о человеке с той же точностью, с какой и икона. Т. е. весьма приблизительно — два глаза, два уха, нос, рот, две руки — все на месте, претензий по комплектации нет.

Иван Грозный и  Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, герой Смутного Времени, организовавший освободительный поход на Москву, осажденную войском Лжедмитрия Третьего. На момент смерти князю было всего 23 года
Иван Грозный и Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, герой Смутного Времени, организовавший освободительный поход на Москву, осажденную войском Лжедмитрия Третьего. На момент смерти князю было всего 23 года

И как на самом деле выглядели титулованные красавицы, мы так и не узнаем. За исключением очень редких случаев, например, Софьи Палеолог.

София Палеолог. Пластическая реконструкция С. А. Никитина, 1994 г. и актриса Мария Андреева из сериала "София"  2016 года. При всём уважении к великой княгине (а она была личностью легендарной, что и говорить) красавицей она не была. Невысокого роста (около 160 см), полная с крупными и волевыми чертами лица. Современники отмечали также её необыкновенной красоты глаза и белую кожу. По итальянским канонам Зоя (первое имя Софии) и вовсе была дурнушкой - женщины в теле тогда там не ценились.
София Палеолог. Пластическая реконструкция С. А. Никитина, 1994 г. и актриса Мария Андреева из сериала "София" 2016 года. При всём уважении к великой княгине (а она была личностью легендарной, что и говорить) красавицей она не была. Невысокого роста (около 160 см), полная с крупными и волевыми чертами лица. Современники отмечали также её необыкновенной красоты глаза и белую кожу. По итальянским канонам Зоя (первое имя Софии) и вовсе была дурнушкой - женщины в теле тогда там не ценились.

Только вот никто ее за красавицу и не считал, ни тогда, ни теперь.

Лайк - благодарность автору, а подписка на канал помогает не пропустить интересное. Окошечко для комментариев внизу.