«За советом о сохранении или приумножении капитала чаще всего обращаются люди, у которых был или имеется банковский депозит, срок действия которого в ближайшее время заканчивается», — рассказывает брокер инвестиционной компании "Айгенис" Дарья Жарова.
Как правило, у такого инвестора есть высшее образование, начальные познания в экономике и стабильный заработок выше среднего уровня. Обычно речь идет о суммах от $10 тыс. Самая высокая планка — несколько миллионов долларов.
Кейс № 1. Кризисы определяют сознание
Готовность частных инвесторов рисковать в основном зависит от возраста и жизненного опыта. Уверенные в себе люди 25–45 лет интересуются инструментами средней и высокой рискованности. Обычный консенсус: основная часть портфеля — надежные инструменты для сохранения капитала, от 10 до 20% — более рискованные, чаще всего — корпоративные облигации.
Отношение к риску у клиентов постарше (49–75 лет) более настороженное, граничащее с полным отторжением. Пережив политические и экономические кризисы, они неоднократно теряли деньги. Им не кажутся самыми надежными инструментами даже государственные ценные бумаги. Поэтому брокерам приходится стараться, чтобы убедить таких клиентов в высокой степени надежности облигаций, выпускаемых Минфином. При этом зачастую инвестиционной компании одновременно приходится гарантировать, что эти бумаги в случае необходимости всегда можно продать по рыночной стоимости.
Кейс № 2. Минимум возможностей и максимум надежд
Зачастую инвестиционная сумма в размере $10–15 тыс. — единственные свободные денежные средства, при этом риски инвестирования отвергаются напрочь. Из-за осторожности и низкой финансовой грамотности таких клиентов инвесткомпания не имеет возможности обращаться к разнообразным по степени риска инструментам для построения инвестиционного предложения. Здесь важно избавить клиента от тревог и повысить доверие к брокеру. Чаще всего речь идет только об облигациях, выпущенных Министерством финансов. Сходство таких бумаг с банковским депозитом сразу успокаивает.
Чтобы сформировать эффективный, дифференцированный по инструментам, сбалансированный с точки зрения рисков и доходности портфель, по мнению специалистов компании «Айгенис», нужно иметь несколько больше, чем $10 тыс.
— Лучше составлять портфель с крупной суммой, — считает Дарья Жарова. — Во-первых, сбалансированным нельзя назвать портфель, в котором максимум 9–10 ценных бумаг исходя из существующих размеров номиналов. Сбалансированным является портфель, состоящий из большого количества активов, включаемых по самым различным признакам: отраслевой принадлежности, видам эмитентов, даже территориальному расположению. Во-вторых, существуют банальные постоянные издержки, связанные с самим существованием такого портфеля, которые оказывают значительное влияние на конечную доходность инвестиций.
Специалисты считают неверным подход, при котором клиент из-за нехватки знаний бросается вкладывать свои скромные сбережения в рисковые, а то и сомнительные инструменты. Хотя такие возможности тоже есть: фонды банковского управления, предложения в рамках доверительного управления, даже уже существующие в Беларуси криптобиржи — все это примеры возможных площадок для желающих добавить риска в свои инвестиции. В компании «Айгенис» утверждают, что знакомство с рынком должно начинаться с простых, понятных и надежных вложений. Единственная допустимая спекуляция, которую здесь рекомендуют, — попробовать перейти до конца года из рублевых вложений в долларовые.
В коридоре от $5 тыс. до $15 тыс. самое надежное и удобное вложение — облигации Минфина.
Кейс № 3. Опыт — тоже капитал
На руках у многих белорусских инвесторов часто имеются и более значительные средства — $50–100 тыс., которые они готовы инвестировать. Как правило, это достаточно опытные люди, пережившие кризисы и неплохо разбирающиеся в финансах. Они готовы торговаться, выбивать условия, требовать персональных предложений выше рынка. Обладая опытом и широкими связями в бизнес-среде, они могут владеть также инсайдерской информацией. Их не приходится долго консультировать — они уже знают, чего хотят.
Чаще всего это владельцы малых и средних компаний, сотрудники IT-сектора.
Таким клиентам часто предлагают либо разбить портфель на наиболее надежные корпоративные и государственные облигации, либо выбрать только последние. Здесь все зависит от готовности к риску.
С такой суммой уже есть смысл присмотреться и к более рисковым инструментам, в том числе предлагаемым банками в рамках доверительного управления. Здесь предложат выход на российские, европейские и американские фондовые рынки. Клиент получит возможность инвестировать в широкий набор акций, ETF и облигаций.
Впрочем, здесь есть свои минусы:
- высокая комиссия доверительных управляющих;
- необходимость уплаты налогов;
- значительные начальные вложения (от $30 тыс.).
Кейс № 4. Для тех, у кого более $500 тыс.
Клиенты, располагающие крупными по белорусским меркам средствами, хотят получить доходность выше средних рыночных ставок. Они ждут индивидуальных предложений, персональных ставок, эксклюзивных условий, особого отношения.
Таким клиентам «Айгенис» предлагает инструменты доверительного управления. При личной встрече брокер выясняет предпочтения: ожидаемую доходность и предполагаемый срок инвестиций. Затем оценивается реальность соблюдения заявленных параметров, выбираются соответствующие инструменты, формируется финансовая стратегия. Остается лишь следовать полученным рекомендациям.
Практика показывает, что многие клиенты с крупными суммами денег не готовы активно участвовать в совершении сделок. Они предпочитают вложиться в один инструмент, но на самых выгодных условиях. Для таких инвесторов важно скорее личное доверие к брокеру, чем кропотливый анализ рынка.
Кейс № 5. Кто-то теряет
В абсолютном большинстве случаев частный белорусский инвестор является именно инвестором, причем долгосрочным. Простой поиск альтернатив банковским вкладам заставляет его обращать взгляд на фондовый рынок. То есть мы говорим о долгосрочных вложениях, как правило, до конца срока обращения ценной бумаги (кроме акций). Однако есть и такие случаи, когда клиент хотел бы частично или полностью вернуть свои средства.
— На этапе поиска для клиента финансового инструмента мы всегда предоставляем информацию о сопутствующих рыночных рисках и возможностях их сокращения. Одним из способов является поиск ценных бумаг с офертой от эмитента. Это возможность продажи без потери накопленных процентов. И чем чаще такая оферта, тем ниже риски, — комментирует Дарья Жарова.
Выйти из ценной бумаги можно также путем продажи на вторичном рынке по рыночным ценам. В этом случае все зависит от ликвидности ценной бумаги и рыночных условий. Например, облигации Минфина более ликвидны, чем облигации корпоративных эмитентов, поэтому их можно продать с минимальными потерями, а если рыночная ситуация позволяет — даже заработать.
Если нужно срочно продать корпоративные облигации, могут возникнуть трудности. Белорусский рынок не отличается нормальной ликвидностью. Это означает, что процесс поиска покупателя может затянуться, не говоря уже о возможных потерях при продаже, связанных с изменениями рыночной конъюнктуры.
Журнал Office Life № 4 (16) 2019.