Решила отвлечься от написания статей про любовь-морковь и рассказать про мои мысли по поводу чаевых.
В первую очередь при слове "чаевые" возникает ассоциация с официантами в различных заведениях. Но так же я раньше практически всегда давала чаевые курьерам и таксистам.
В последнее время практически перестала оставлять чаевые.
Есть две причины:
1) Практически все сейчас оплачиваю по карте. Иногда наличных в кошельке нет вообще, а чаевые по картам можно оплатить разве что в такси (в частности, Яндекс.такси), и в некоторых ресторанах.
2) Качество сервиса стало ужасное. Может быть я привередничаю, но давайте разберем типичные ситуации, которые возникают в моей повседневной жизни
Начну с легкого
Такси
Достаточно часто пользуюсь услугами такси, когда сама по тем или иным причинам не хочу ехать на собственной машине (например, поездки в аэропорт, поездки на мероприятия, где подразумевается употребление алкоголя...да и просто иногда лениво бывает).
Почему не хочется давать чаевые таксистам? Чаще всего в моем регионе (Подмосковье) таксисты - представители дружественных государств средней Азии. Я ни в коем случае не против какой-либо национальности, но таксист, как минимум, должен понимать, что ты ему говоришь (а с этим бывают проблемы), должен соблюдать правила дорожного движения (а с этим тоже бывают проблемы) и должен содержать свою машину (хотя бы внутри) в чистоте. Я уж молчу про собственную гигиену. А иногда бывает, что садишься в такси, а там воняет ужасно, в том числе и непромытым телом, грязно и прочее. Мне поскорее выбраться из такой машины хочется...какие тут чаевые? Кстати, свинарник бывает и у русских водителей. В остальном, если водитель соблюдает ПДД, а так же в салоне нет свинарника - я всегда оставляю чаевые в размере 10% от стоимости поездки, независимо от национальности водителя.
Курьеры
Часто заказываю что-нибудь из интернет-магазинов с курьерской доставкой. ВСЕГДА оставляю комментарий в примечаниях, что о конкретном времени доставки нужно предупреждать минимум за час.
Думаете, кто-то читает эти комментарии? Да хрен там. Большинство звонит со словами "через 5 минут буду у вас". Ну отлично. Будь, только вот меня дома нет. И начинаются тягомотные переговоры по этому поводу.
Курьеры, как правило, начинают ссылаться, что им не передали мой комментарий. Но почему-то потом эти комментарии всегда находятся в сопровождающих документах )))
Поэтому просто не даю чаевые. Мои нервы дороже стоят.
Рестораны
Тут особая история.
Какие у меня критерии качественного обслуживания:
1) После прихода в ресторан должно пройти не более 5 минут, прежде чем подойдет официант
2) Официант должен знать состав и способ приготовления всех блюд, находящихся в меню, в том числе и примерное время их приготовления, и должен не только проконсультировать гостей, но и предупреждать о том, например, что время приготовления данного блюда - минимум час, чтобы гости изначально понимали, сколько времени они проведут в ожидании
3) Официант должен уметь порекомендовать вкусные блюда и напитки, чтобы гость остался доволен рестораном в целом
4) Официант должен уточнить у гостя, когда подавать заказанные напитки. Например, я люблю практически холодный чай, поэтому лучше, чтобы его подали в самом начале ужина, чтобы к концу ужина он как раз уже был той температуры, которая мне нужна.
5) Официант должен всегда держать в поле зрения все столы, которые он обслуживает, чтобы в случае чего быстро подойти к гостю и не приходилось кричать через весь зал, чтобы подозвать официанта для заказа новых блюд или расчета. Бывает, конечно, что гостей очень много и за всеми не уследить, но тогда в нормальных ресторанах на каждом столе имеется кнопка вызова официанта.
6) При подаче блюд официант должен учитывать общепринятую очередность подачи блюд и то, что блюда одновременно должны подаваться всем сидящим за столом, чтобы не получалось такого, что один ест, а второй ему в тарелку смотрит.
7) При смене блюд и напитков должны меняться и столовые приборы с бокалами.
К сожалению, в большом количестве ресторанов эти элементарные, на мой взгляд, правила не соблюдаются. Конечно, в ОЧЕНЬ дорогих заведениях, как правило, все нормально с обслуживанием. Но в заведениях среднего уровня и ниже...такое сплошь и рядом. Поэтому за что благодарить официантов чаевыми - мне не очень понятно. Для себя уже сделала такую градацию, если не соблюдаются пункты 1 и 5, то это я могу простить официанту, особенно, если у заведение в момент моего прихода высокая загрузка, все остальное - к сожалению, простить не могу.
А Вы, уважаемые читатели, оставляете чаевые? Если нет, то по каким причинам?