Найти тему
Skillbox

Майкл Джанда: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на плохих клиентов»

Майкл Джанда — легенда. Креативный лидер с 20-летним опытом в агентствах и инхаус-командах. Автор книги-хита «Сожги свое портфолио».

Перед вами человек, построивший компанию, которая работала с Disney, Netflix, Fox, Warner Bros. и десятком не менее звездных брендов. Его карьера — это целая панорама всевозможных состояний дизайнера: ночной фриланс на износ, страх нанимать людей, первая успешная компания, переход от UX-дизайна к менеджменту, управление командой из 80 человек, продажа прибыльного бизнеса спустя 13 лет, независимый консалтинг, собственная книга и менторская миссия. Этот человек счастлив и самодостаточен, но он подкупает тем, что никогда не забывает, откуда начинал.

В этом интервью мы постарались задать Майклу самые волнующие нас вопросы — о работе, бизнесе, профессиональном пути, успехах и провалах, книге и, конечно, о дизайне. Надеемся, что для вас это будет таким же приятным приключением.

Веб-дизайн девяностых, подвал, первое выступление

— На твоем сайте написано, что сейчас ты пишешь книги, готовишь курсы, выступаешь. Ты полностью ушел в консалтинг и больше не занимаешься бизнесом как руководитель студии?

— Все верно. Я продал свое агентство Riser в 2015 году и еще пару лет оставался на должности креативного директора. Затем в начале 2018-го продал остаток своих акций и покинул компанию, чтобы писать книги, создавать курсы, выступать, обучать и наставлять дизайнеров, помогать их карьере.

— Твое первое публичное выступление перед аудиторией в качестве эксперта по дизайну. Как это было? Что ты чувствовал, какие выводы ты для себя сделал?

— Впервые меня попросили выступить на конференции в 2007 году. К тому моменту я пять лет управлял своим бизнесом, который как раз стал агентством с семью-восемью сотрудниками. Конференция проходила в Нэшвилле, штат Теннесси, и я решил поговорить о «недизайнерских вещах», которые должны делать дизайнеры, чтобы добиться успеха.

Одно из выступлений Майкла Джанды
Одно из выступлений Майкла Джанды

Реакция оказалась очень положительной, несколько человек попросили у меня автограф, еще несколько — выслать им лекцию. Во время выступления был момент, когда я рассказывал о вещах, которых не было в презентации, и запаниковал. Поэтому решил: когда прилечу домой, напишу книгу. На это ушло еще пять лет, в течение которых я руководил быстрорастущим агентством. Так появилась «Сожги свое портфолио».

— Ты начинал на заре девяностых, когда интернет был далеко не таким, как сейчас. В чем заключалась работа веб-дизайнера тогда?

— На веб-дизайнере тогда было все: дизайн, код, настройка сервера, обслуживание и так далее. По сути, любой дизайнер, который занимался печатью и немного разбирался в «цифровых штуках», автоматически становился веб-мастером в своей компании. Так было и у меня на первой работе — это подтолкнуло меня расти и узнавать все больше нового.

— В одном интервью ты говорил, что начинал свой путь как дизайнер-фрилансер, работал без выходных, часто ночами, сидя в подвале своего дома. Очень просто завязнуть в этом этапе. Что нужно сделать, чтобы совершить качественный скачок?

— Я застрял в этой фазе на пару лет из-за страха. Тогда я очень много работал и зарабатывал, но боялся нанимать людей. Потому что никогда не делал этого прежде. После того, как я преодолел этот страх и нанял своего первого сотрудника, в течение шести-восьми месяцев появилось еще пять.

Чтобы совершить рывок вперед, фрилансер должен накопить достаточно денег. Ведь вы не можете никого нанять, если у вас нечем платить зарплату.

Когда у вас появляются деньги, вы берете на себя риск и нанимаете сотрудника на 90 дней. Если через 90 дней окажется, что не можете его себе позволить, просто отпускаете — и теряете только те деньги, которые накопили специально для инвестиции в нового сотрудника.

Я пользовался этой стратегией до тех пор, пока не набрал 20 сотрудников. К этому моменту у вас, как правило, достаточно много денег на счету.

О soft skills и клиентах мирового уровня

— Какие самые значимые моменты ты бы выделил в своей карьере? Какой опыт был самым ценным на каждом этапе, чему ты научился, что помогает тебе сейчас?

Ключевой момент 1

Моя первая работа в копировальном центре. Это была нижняя граница, дно отрасли. Именно она побудила меня хотеть большего и осознать, что нужно самообразовываться и развиваться.

Ключевой момент 2

В 1998 году я стал digital creative director в компании по производству детских игрушек и книг. Там я создал oKID.com и нанял команду из 26 человек для его разработки. Он стал одним из первых digital-направлений для детей в интернете: мультфильмы, образование. Это было потрясающе!

Ключевой момент 3

Благодаря опыту в oKID я стал креативным директором в Fox Studios в Лос-Анджелесе. Я узнал, как работает и строит деловые связи большой бренд.

Ключевой момент 4

Люди, с которыми я познакомился в Fox, стали моими первыми клиентами на фрилансе — а потом и в агентстве.

Ключевой момент 5

В 2013 вышла книга «Сожги свое портфолио». Это стало огромным достижением, позволило говорить с дизайнерами по всему миру и влиять на них.

Ключевой момент 6

В 2015 году я продал Riser — это был потрясающий момент. Я очень благодарен компании, которая купила мое агентство. Эта сделка стала для меня идеальным завершением успешного запуска.

— Важный вопрос, который мучает многих вполне успешных дизайнеров и даже руководителей дизайн-студий. Как получить себе в заказчики компанию уровня Disney или HBO? Как ты получил своего первого клиента такого уровня?

— Моими первыми клиентами стали мои друзья, с которыми познакомился в Fox. Со временем через них стали обращаться другие, открылись новые возможности. Как получить клиента этого уровня? Отношения. Отношения. Отношения. Вы должны построить отношения и цепочки, которые приведут вас к нужным людям. В конечном счете клиенты этого уровня выберут вас только в том случае, если будут доверять вам.

— Чем принципиально отличается работа на заказчика с фриланс-биржи от работы на известный бренд? Какие личные качества нужно усилить? Что прокачать в работе команды?

— Отвечу цитатой из книги «Сожги свое портфолио»:

«Одна из моих любимых книг всех времен — шедевр Дейла Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”, написанный в далеком 1936 году. Я искренне убежден, что эту книгу необходимо прочитать абсолютно всем. Многие уже сделали это; я сам покупал ее, читал и дарил бессчетное множество раз.

По словам Карнеги, только 15% успеха в области финансов объясняются специальными знаниями, тогда как 85 — это личные качества и способность руководить. Человек, стремящийся зарабатывать больше, должен не только иметь специальные знания, но и уметь выражать свои мысли, руководить людьми и внушать им энтузиазм».

Это верно как для небольших клиентов на фрилансе, так и для крупных брендов. Чтобы быть успешным, вам нужны soft skills, навыки межличностного общения.

— С клиентом стало некомфортно работать, но его заказы приносят тебе большую часть заработка. При этом ты чувствуешь, что клиент это знает и пытается тобой манипулировать. Как быть в таком случае?

— Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на плохих клиентов. Я ценю свое время больше, чем деньги. Поэтому, если мне попадается ужасный клиент, который нечестен или пытается манипулировать мной, я закончу текущий проект и больше никогда не буду работать с ним. С радостью позволю уйти ему к конкурентам — пусть страдают они, а не я.

Та самая книга и мастрид каждого дизайнера

— Российское дизайн-комьюнити знает тебя, в первую очередь, как автора книги «Сожги свое портфолио». Если коротко — о чем книга? Для тех, кто не знает.

— Я писал «Сожги свое портфолио» на основе руководства, которое создал для своих сотрудников в Riser. Таким образом, я разработал системы и стратегии для управления агентством и хотел, чтобы команда их придерживались. В конце концов моя компания стала очень успешной: у нас были удивительные клиенты, рост и прибыль. Пока я описывал наши внутренние процессы, я понял, что большинство моих сотрудников научились создавать отличные дизайнерские работы в университете, но им не хватало навыков общения, управления проектами, основ бизнеса и так далее.

Многое из того, о чем я говорю в руководстве и в книге, основано на этих вещах — вещах, которые не преподают в дизайнерских школах, но должны бы. По иронии судьбы мою книгу проходят во многих университетах, поэтому я думаю, что сейчас это приходится учить и дизайнерам. (смеется)

Во время одной из поездок в Москву
Во время одной из поездок в Москву

— Чем ты сам объяснишь успех книги?

— Во-первых, подобного раньше не было на рынке. Существовало много книг по дизайну, но ни одна из них не затрагивала темы, которые вы найдете в «Сожги свое портфолио». Во-вторых, книга разделена на небольшие главы по одной-три страницы каждая. В них есть забавные картинки и много личного опыта — думаю, читатели находят это полезным.

— «Сожги свое портфолио» была переведена в том числе на китайский. Ты общался с дизайнерами из Китая? Как вообще чувствует себя индустрия в этой «закрытой от внешнего мира» стране?

— Хотелось бы! К сожалению, международное общение в Китае не так распространено, как в других странах. Поскольку у них нет Facebook, Instagram и других соцсетей, которыми пользуется весь мир, я не могу общаться со своими читателями из Китая. Облом.

— Три книги, которые сегодня должен прочитать любой новичок в UX-дизайне?

— Change By Design, Tim Brown. The Design of Everyday Things, Don Norman. 100 Things Every Designer Needs to Know About People, Susan Weinschenk.

— А что почитать тому, кто думает, что уже все знает?

— Ха! Вероятно, те же три книги. Большинство людей читают недостаточно.

Немного о принципах HR в дизайн-компании

— Твой первый наемный работник был соседским сыном, который «неплохо разбирался в компьютерах». Когда у тебя была компания (Riser), как ты набирал людей в команду? Тестовые задания, интервью, испытательный период, интуиция — как ты проверял, что человек тебе подходит? Что не работало?

— Когда я впервые стал нанимать людей, мне просто нужна была свежая кровь. У меня было столько работы, что я мог взять на работу практически кого угодно и дать ему что-нибудь делать. Позже, когда в агентстве появились талантливые люди, мои кадровые приоритеты изменились.

Портфолио поможет вам договориться о собеседовании. Ваша индивидуальность, отношение к работе и страсть — получить работу. Я ценю эти вещи больше, чем дизайнерские навыки. Следующие 90 дней покажут, насколько вы вписываетесь в команду.

Я верю в то, что нужно нанимать талантливых людей с потенциалом и желанием расти в моей компании. Если все это есть, я с радостью обучу человека и стану для него наставником — и мы будем расти вместе.

— С какими иллюзиям стоит попрощаться вчерашнему фрилансеру, если он решил стать руководителем студии?

— С иллюзией, что он не сможет этого сделать. Я начинал с самого низа. Если я смог достичь того, что есть у меня сейчас, любой сможет.

Вы должны работать и учиться быстрее, чем все остальные. Брать на себя риск в разумных пределах. Заработать себе имя, научиться руководить сотрудниками и управлять клиентами. Понемногу прогрессировать каждый день. Но не думайте, что вы не сможете, — это заблуждение.

— Сегодня менторство в дизайне — практически обыденность. Как выбрать себе наставника? Как случайно не попасть под «плохое» влияние?

— Оставайтесь скромными. Одними из моих лучших наставников были люди, которые занимали более низкую должность. Вы можете учиться у любого. После того, как вы выберете для себя ментора, возьмите на вооружение и применяйте хорошие советы, избегайте плохих. Не думайте, что они будут работать одинаково в каждом случае. Вы должны сами выбрать, прислушиваться к совету или нет, и доверять своим инстинктам.

— Перечисли пять самых влиятельных людей и компаний в мировой индустрии UX-дизайна сейчас? На твой взгляд.

— Тим Браун, IDEO. Дон Норман и Якоб Нильсен, Nielsen Norman Group. Interaction Design Foundation.

— Самое большое количество людей, которым ты управлял?

— Когда мне было 28, я управлял 50 людьми в Fox. Наша команда в EKR, агентстве, которое я продал и в котором был партнером, состояла почти из 80 человек.

— Как, делегируя, сохранить прежний уровень качества и не стать контрол-фриком? Расскажи про этот процесс у себя — какие были боли, как с ними справлялся.

— В книге E-Myth Майкла Гербера, изменившей для меня все, что касается найма и делегирования, есть такая мысль:

Системы управляют бизнесом, а люди управляют системами.

Создавайте системы и процессы для всего. Учите ваших сотрудников ими пользоваться и контролируйте, чтобы все делалось «по системе». Это делает контрол-фриком систему. Отсекает эмоции и всю субъективщину. Система есть система. И сотрудники должны ей следовать.

— У тебя недавно вышла новая книга, The Psychology of Graphic Design Pricing (Психология ценообразования в графическом дизайне). Расскажи коротко, о чем она и для кого?

— Когда дело доходит до оценки работы, слишком много фрилансеров и агентств называют клиентам приблизительную сумму. В результате прибыльность проекта во многом зависит от удачи. С The Psychology of Graphic Design Pricing вы узнаете, как извлечь выгоду из уравнения, рассчитав себестоимость вашей работы, оценив ее рыночную цену и бюджет вашего клиента. Вы сможете использовать эти три переменные, чтобы легко оценить любой проект. Книга отлично подходит как для фрилансеров, так и для руководителей дизайн-агентств.

Новая книга Майкла Джанды The Psychology of Graphic Design Pricing
Новая книга Майкла Джанды The Psychology of Graphic Design Pricing

Москва. Россия. Skillbox

— У тебя совместный курс со Skillbox. Как ты познакомился с командой, кто предложил тебе сделать коллаборацию?

— Мой друг Валерий Марков познакомил меня с Сергеем Попковым, когда я выступал на Design Day в AIC в мае 2018 года. Мы с Сергеем подружились и поговорили о том, что неплохо было бы поработать вместе. Я сказал, что могу быть преподавателем одного из их курсов, и ему понравилась эта идея. Полгода спустя я вернулся в Москву на съемки расширенной версии курса «UX-дизайн» — в нем есть некоторые элементы оригинальной программы Skillbox, но в основном это более подробный и обновленный курс.

«Для меня было честью выступить в качестве хедлайнера на их мероприятии AIC Design Day 2018»

— Во время съемок курса были какие-то забавные моменты? Расскажи.

— Мы со съемочной группой проводили вместе по восемь часов в день на протяжении трех недель, поэтому шуток было много. Они замечательные люди, и это было чудесное время.

— Какие впечатления от поездки в Москву? Был там раньше?

— Я люблю Москву. И путешествую прямо сейчас — отвечаю на вопросы в аэропорту. Это моя третья поездка за последние десять месяцев. У меня появилось много хороших друзей. Я считаю, что Москва — чистый и интересный город, люди здесь добрые и щедрые, а у дизайн-комьюнити есть амбиции и желание учиться. Мне действительно нравится посещать Россию.

«Последний день в России я провел со своими друзьями из Skillbox, мы говорили о дизайн-мышлении»
«Последний день в России я провел со своими друзьями из Skillbox, мы говорили о дизайн-мышлении»

— Когда ты впервые пообщался с дизайнерами из России? Как оцениваешь состояние индустрии в нашей стране?

— Мы обсуждали «Сожги свое портфолио» с несколькими дизайнерами из России еще до моей первой поездки. Меня очень впечатляет креатив и амбиции российского дизайн-комьюнити, отсюда выходят отличные работы.

— Наше традиционное напутствие тем, кто боится превращать хобби в профессию.

— Действуйте! Жизнь слишком коротка, чтобы не заниматься любимым делом. Отдайтесь ему всей душой и начинайте развиваться. Сейчас для этого есть куча учебников, курсов и книг.

Блиц

— Российские дизайнеры мечтают поработать с заказчиками из США. С кем мечтают поработать дизайнеры из США?

— Американские дизайнеры мечтают поработать с теми же крупными заказчиками из США, что и русские. Disney, Apple, Nike — все те бренды, с которыми хочется посотрудничать каждому.

— Сколько стоит твоя консультация?

— Обучение и консультации стоят от $150 до $200 в час.

— Расскажи о своем графике сейчас: сколько часов в день или неделю на что тратишь: книги, консалтинг, выступления и поездки, отдых, семья.

— Я люблю работать. И я амбициозен. Поэтому, кроме тех случаев, когда провожу отпуск с семьей, занимаюсь в спортзале или играю с детьми, я обычно работаю. Около месяца назад я создал YouTube-канал для фрилансеров, тогда все свободное время уходило на него.

Еще на подходе две книги, которые я уже начал и планирую выпустить в этом году. Также я всегда работаю над одной-двумя лекциями для предстоящих мероприятий. Плюс я тренирую несколько агентств. В общем, я довольно занят.

Даже во время отдыха Майкл думает о работе. Наглядный пример — его статья «10 вещей, которые я узнал о харизме за 2 минуты с Уиллом Смитом».
Даже во время отдыха Майкл думает о работе. Наглядный пример — его статья «10 вещей, которые я узнал о харизме за 2 минуты с Уиллом Смитом».

— Смог бы сейчас на месяц вернуться в тот подвал с медленным интернетом и работать по ночам?

— Ну, сейчас я как раз вернулся в свой домашний офис в подвале, чтобы работать над новым контентом и обучающими видео. Что касается медленного интернета — нет, спасибо! Я люблю быстрый интернет.

— Твои книги — это существенный источник дохода для тебя или, скорее, это приносит больше удовлетворение, чем денег?

— Книги, выступления, коучинг и курсы — все это приносит доход. И он нужен, чтобы продолжать делать то, что я делаю.

Хотите узнать больше о профессии UX/UI дизайнера? Получите полгода бесплатного обучения по ссылке