Кавказским темпераментом и самобытностью отличается мультипликация студий «Арменфильм», «Азербайджанфильм» и «Грузияфильм». Давайте вспомним, чем они вошли в историю мультипликации.
1. «Арменфильм»
Первый армянский мультфильм «Пёс и кот» вышел на экраны в декабре 1938 года. И связано это событие было с «семейными обстоятельствами» известного советского мультипликатора Льва Атаманова. Свой творческий путь он начал в Москве, был свидетелем образования в 1936 году студии «Союзмультфильм». Но вскоре был вынужден переехать в Ереван. Не желая отказываться от любимого дела, он сплотил вокруг себя нескольких энтузиастов и создал небольшую мастерскую.
Режиссер так вспоминал об этом:
«Я объездил всю Армению, изучил ее быт, познакомился с множеством людей, услышал прекрасные древние легенды, бесконечно полюбил землю моих предков».
Этот опыт он в полной мере использовал в своих армянских картинах. Вслед за мультфильмом «Пёс и кот», последовали – «Поп и коза» (1941) и «Волшебный ковёр» (1948). Первые два мультфильма были черно-белые, а третий - стал первой цветной лентой киностудии.
После возвращения Льва Атаманова в Москву и до 1968 года в армянской мультипликации был вынужденный перерыв. А в начале 1970-х годов появились первые работы Роберта Саакянца, «одного из самых плодовитых режиссеров в истории анимационного кино». Вы, конечно, помните его мультфильмы «В синем море, в белой пене…», «Ух ты, говорящая рыба!», «Ишь ты, Масленица!». А вот полного сборника его работ до сих пор никто не создал.
2. «Азербайджанфильм»
Хронология азербайджанской анимации странным образом повторяет хронологию армянской. Первые мультфильмы появились в 1930-е годы. Затем произошел перерыв продолжительностью почти в 30 лет. А в 1969 году вышел фильм «Джыртдан» (Карлик), ознаменовавший начало нового этапа. Фильм снят методом аппликации. И, думается, что в конце 1960-х он выглядел не меньшим примитивом, чем сейчас. Но сюжет, построенный на национальной сказке, использование орнаментов в изобразительном строе – сделали свое дело. Фильм пользовался огромной популярностью.
Азербайджанская анимация, несмотря на долгий путь развития, фильмов, которые бы получили если не мировое, то хотя бы всесоюзное признание, – не создала. Но она безусловно интересна для знакомства с культурой этой страны.
3. "Грузия-фильм"
Грузинская анимация лишь немного отставала от московской.
В 1930 году появился первый, немой и черно-белый, мультфильм - "Весна".
В 1936 году - первый звуковой - "Аргонавты".
В 1939 году - первый цветной - "Чиора".
Грузинская мультипликация очень самобытна, при этом популярна не только в пределах республики, но и за ее границами. Одних пленит отличная музыка, всегда сопровождающая изобразительный ряд; вторых - своеобразный юмор; третьи любят поискать подтексты, ведь грузинская анимация довольно часто имеет двойное дно.
Для меня лично ценно то, что именно здесь появился один из героев моего детства - Самоделкин, "герой - всезнайка, мастер на все руки, олицетворяющий знания и технику". Создал его мэтр грузинской мультипликации - Вахтанг Бахтадзе.
В заключении - очередной бонус: заметки о кавказской анимации из журнала "Советский экран":