Найти тему
Таежный кустарник

Мала причина, да беда велика (часть 2)

https://images.unsplash.com/photo-1566076009300-e313adb6f2a7?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=675&q=80
https://images.unsplash.com/photo-1566076009300-e313adb6f2a7?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=675&q=80

Она смердила, покрытая шубой какой-то предсмертной травки, часть деревьев, стоящих по корневую шейку в воде, погибла, другая часть безропотно сохла.


Чтобы что-то почувствовать в истории с Таловеньким, необходимо было «далеко пойти», сделать, даже рискуя ошибиться, важные выводы и обобщения.


Но пришли мы с Михаилом пока домой, нашли у Владимира Ивановича Даля толкование слова «источник».

Сказано: «вода и иная жидкость, истекающая из земли, ключ, родник и живец, водяная жила».

И далее обобщено: «всякое начало или основание, корень и причина, исход, исходная точка; запас или сила, из которой что истекает и рождается, происходит».

Именно это обобщенное толкование послужило эпиграфом моей первой статьи о Таловеньком для районной газеты, и эпиграф сей был снят — вероятно, во избежание «нежелательных» обобщений — в областной газете, где она появилась спустя некоторое время в сокращенном виде.

Необходимо добавить, что первая статья не подошла тогдашнему редактору районной газеты, сославшемуся на секретность данных по нерестовым рекам...


Летом 1987 года случились и перемены, принимались солидные решения, были организованы субботники по очистке ручья и самого источника — организованы пусть и прежним порядком, по разнарядкам на предприятия, мимо чьих территорий протекал ручей, но все-таки организованы, — сломаны и вывезены срубы брошенных домов, почищены пруды, растасканы завалы мусора.


И вот теперь, когда снова пришла зима и снег засыпал русло ручья, в котором протаивают дымящие на крепком мильковском морозе полыньи, когда снова намечаются перемены в районном руководстве, — невольно возникает сомнение в том, что судьба Таловенького наконец-то решена, и бесповоротно.

А вдруг отодвинется дело “до лучших времен”, а там как-нибудь «не впишется» в планы да и пойдет по самому легкому пути — забьют русло гравием и сверху асфальт пустят, как предполагалось сделать еще до разговоров о Таловеньком.

Ведь это соблазнительно с точки зрения производства большого объема работ.

Да и не решена еще судьба ручья теми людьми, которые живут на его берегах и в чьих огородах и мимо чьих хлевов и теплиц он проистекает.


А пока опять отложилось дело, хочется отойти немного в сторонку и понять, почему судьба ни в чем не повинного ручья так тесно переплелась с человеческой жизнью и деятельностью. Щемит душа, не дают покоя неутолимые думки...


Если вода дает жизнь, то начало жизни с родника начинается, с источника.

Чиста вода в источнике — чисты жизнь, отношения людей между собой, совесть чиста.

Этим и свят источник.

И старыми людьми чувствовалась зависимость от состояния источника.

На Востоке даже поверье такое есть: загадил источник — погибнешь. И нет в этом преувеличения, а есть ясное понимание иерархии жизненных ценностей.


Но теперь наш Таловенький, который до недавнего времени брал разгон в зловонной помойке, замутился отравой и нечистью в своем недолгом течении.

Теперь ручей вместе с чистой собственной водой понес грязь и зло, которое не под силу пресечь маломощной районной санэпидстанции.

Проще всего, как кажется, объяснить беду Таловенького неумелым и неумным хозяйствованием, неустроенностью людей, их все обостряющимся равнодушием к общему благу и общему делу, настроением и психологией временщичества, ставшими бичом Камчатки и определяющими не только рваческие, сиюминутные интересы «на уровне» отдельного человека, но и принципы отношения людей к природе вообще.

Что-то изменилось в людях, что-то важное утрачено ими...

Понимание святости?

Необходимость ценить пусть не очень важное сегодня, но прекрасное? Выперло на первое место голое «рацио»?

Думают ли те мильковчане, которые живут на берегах ручья, о том, что если строить личное благо на неблагополучии природы, за счет собственных внуков, то не вырастет ли им на смену поколение, безнадежно ущербное в доброте своей.

А в ком добра нет, в том и правды мало...


Не передергиваешь ли? — останавливаю себя. Кто родничок под увалом вставил в деревянную рамочку, чтоб красиво было?

А отмостки кто сколотил на ручье? А разве не трудолюбивыми руками плотника сооружен вон тот пешеходный мост через Таловенький?


Кто на субботник добровольно явился, а не по разнарядке?

И до тебя, умника, за ручей вступались — и журналисты о нем писали, и рыбинспектора сражения вели, и санэпидстанции. И начали ручей возрождать не со зла же...


Все так, соглашаюсь.

Но ведь кто-то ночью и стекла бил в окнах мильковского музея, чтобы его директору, энтузиасту борьбы за чистый ручей, досадить.

А кто к нему с угрозами приходил? И кто, ночью же, опять вывалил залежалый в сарае хлам в только что, минувшим днем, расчищенное место: дескать, нате, радетели!

А главное — почему?

Если подняться выше над источником мильковской «речечки» да глянуть вниз по течению и дальше, то увидятся там:

  • изрытые карьерами и котлованами низины,
  • укатанная в пыль катками земля совхозных полей, по которым каждое лето гуляют смерчи, снося десятки и сотни тонн гумуса,
  • рубка леса в водоохранной зоне (и ловушки всяческие изобрели, чтобы закон обойти),
  • тундра, изорванная и измученная гусеницами тракторов и вездеходов, там, подальше в горы,
  • место, что уже подыскали для строительства горнообогатительного комбината в сейсмоопасной зоне,
  • дно реки Камчатки, на десятки километров устланное утонувшим после молевого сплава лесом,
  • рыбачьи суда, тралами извлекающие из мелководья ободранного шельфа
  • рваные сапоги и куски стальных тросов, которые сами же рыбаки в прошлом году, в путину, на этом же самом месте и выбросили.

...Продолжение в следующей части.