Найти тему
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Кремлевские боты и "три Собянина": изучаем язык медиатехнологов

"Сделайте мне красивый рейтинг". Центр политической конъюктуры опубликовал доклад об активности российских политиков в соцсетях.

И вот, например, по данным этого доклада, средний уровень ботов в аудитории Instagram-аккаунтов губернаторов составил 30,4%. А среди главных персонажей с большой накруткой доклад на почетном месте упоминает мэра Москвы Сергея Собянина.

Впрочем, как говорят эксперты, услугами ботов активно пользуются и многие другие политики и чиновники. А о Сабине есть еще и довольно смешные правила для журналистов, составленные в московской мэрии – как им надо писать. Например, в СМИ, подконтрольных мэрии, действует правило "три Собянина" – в новости о каком-нибудь событии с участием градоначальника его имя должно упоминаться не менее трех раз.

Фото с сайта:  tass. ru
Фото с сайта: tass. ru

Журналисты жалуются, что мэрия не просто контролирует повестку СМИ, а буквально диктует. По их словам, каждую неделю редакции получают многостраничную методичку с подробными инструкциями о том, какие темы должны быть освещены в ближайших номерах и в каком формате.

Кураторы из мэрии также требуют присылать им все материалы для утверждения – и вычеркивают малейшие намеки на критику властей. В итоге активно создается то, что недовольные журналисты называют "культ личности Собянина": льстивые статьи стабильно обеспечивают мэру Москвы первые места в рейтинге глав регионов.

Примерно также все это действует и на федеральном уровне. Накрутки дополняются инструкциями, как надо писать о важных чиновников: ничего, кроме хорошего. И вот забавно наблюдать, как журналисты подконтрольных правительству СМИ соревнуются, придумывая хорошие новости - например, о президенте.

Вспоминается, как госканалы восторженно рассказывали об открытии памятника Путину на горнолыжном курорте Аджигардак на Урале: “Красивая бронзовая композиция, пропагандирующая занятия лыжным спортом…” И лишь в некоторых независимых газетах и в соцсетях журналисты могли высказаться более честно – о том, как этот памятник выглядел на самом деле.

Фото с сайта:  newizv.ru
Фото с сайта: newizv.ru

По выражению газеты “Собеседник”, памятник по стилистике напоминает искусство КНДР. Но его создатели явно уступают северокорейским скульпторам в умении прорисовывать детали, и лыжа в руках у Путина почему-то всего одна. Журнал приводил шутки в местных соцсетях: “В смету было заложено две лыжи - но сэкономили и распилили бюджет”.

Восторженных новостей о президенте – масса, возможно их даже становилось все больше по мере того, как рейтинг Путина падал. Правда, те, кто придумают подобные хорошие новости, довольно часто попадают в смешное и глупое положение – как, например, случилось с одним из выходов президента к народу на Красную площадь.

Телеканалы заполнились красивыми картинками – как Путин возле Кремля вдруг встречает толпу невест и поздравляет их с вступлением в брак. Как это описывало информационное агегнтство newsru.com, девушки обступили президента, стали делать с ним селфи, и проправительственные журналисты захлебывались от восторга: “Не до женихов, если мимо проходит Путин!”

Фото с сайта:  mk.ru
Фото с сайта: mk.ru

Но на самом деле никаких женихов у этих девушек и не было: невесты были ненастоящие. В их роли выступали специально собранные на площади модели - и они как бы случайно оказались рядом с президентом. Эти модели сами потом рассказывали в соцсетях, что это они на площади участвовали в заранее отрепетированном выступлении.

Вот так ради рейтинга в ход идет все – и боты, и поддельные невесты, и бдительные кураторы, направляющие журналистов.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц