Сибирские скифы, как я уже писал в предыдущей статье, не исчезли бесследно, но дали начало новым народам. И среди всех народов Сибири самое запутанное прошлое у якутов. Они, в отличие от других народов, генетически не связаны с автохтонным населением, а являются пришельцами на тех территориях, что сейчас занимают. Причем произошло это совсем недавно по историческим меркам.
Так откуда пришли якуты, кто были их предки? Неужели, и в самом деле, пазырыкцы Алтая?
Происхождение якутов можно достоверно проследить лишь с примерно с середины II тысячелетия н.э. Но за неимением письменных источников, сделать это можно только на основании лингвистического анализа и сходстве деталей быта и культовых традиций.
Язык якутов
Якутский язык относится к тюркской группе алтайской семьи и подразделяется на центральную, вилюйскую, северо-западную и таймырскую группы диалектов.
Язык якутов недвусмысленно свидетельствует о своем сходстве с тюркскими языками. Однако по лексико-фонетическим особенностям и грамматическому построению может быть отнесен к числу древних тюркских наречий, а по своей конструкции является дописьменным, на что указывает, например, С.Е.Малов. В частности, он указывает на неопределенность грамматических форм: для существительных нет родов, и прилагательные не согласуются с ними.
То есть, или основа якутского языка первоначально не являлась тюркской, или же она отделилась от собственно тюркской в древности и развивалась в дальнейшем обособленно.
В якутском языке примерно 30% слов архаичного монгольского происхождения. Область распространения якутского языка с юга и востока ограничивается ареалом распространения тунгусо-манчжурских языков. Однако такого влияния как монгольский язык они не оказывают. Это говорит о северо-восточном направлении миграции предков якутов, из Забайкалья.
Также имеется около 10% слов неизвестного происхождения, не имеющих аналогов в других языках. Вероятно, это наследие автохтонного населения Якутии, подчиненного и полностью ассимилированного предками якутов, пришедших на эту территорию.
Сравнивая количество тюркских и монгольских слов, можно говорить о монголоязычии первых прищельцев, ассимилировавших автохтонное население, а позднее ассимилированных новой тюркской волной мигрантов. На это указывает и архаичность тюркских и монгольских форм в якутском языке.
Первая, монголоязычная волна, может приходиться на время разгрома Жужани в середине VI века. Тюркоязычная волна приходится на первую половину XIII века и связана с разгромом меркитов войсками Чингисхана. Вероятно, была еще одна волна миграции, связанная с войной курыкан с киданями в X веке.
Якутский фольклор
Это согласуется с якутским фольклором, где рассказывается о родоначальнике Омогое, который бежал на Среднюю Лену из-за преследования грозным царем за воровство. Его мифологический образ хорошо связывается с меркитом Чильгир-Боко, бежавшего от Темучжина, требовавшего возмездия за похищение своей жены Бортэ. По другой легенде родоначальник Эллэй, бежит с отцом через безводные пустыни, также спасаясь от преследования монголами. Хотя легенды не позволяют однозначно сопоставить Омогоя и Эллэя, они дают четкий временной отрезок основной миграции праякутского населения на среднюю Лену в XI-XIII веке.
Сделанные выводы согласуется как с реальными историческими событиями, так и материалами из археологических-памятников, фиксирующих преемственную связь якутских погребений и поселений с культурами Южной Сибири. Если в древних памятниках прослеживалось дунхуско-сяньбинское наследие, более поздние памятники давали почти полную идентичность с традициями курыканской культуры, а еще более поздние памятники XVII-XVIII веков находят отражение в традициях Алтая и Верхнего Енисея. Это подтверждает гипотезу о новых кыпчако-якутских связях в XV-XVII веках.
Но сейчас более интересно не последующие кыпчако-якутские связи, а происхождение курыкан, потомками тюркской ветви которых называют меркитов.
Предки якутов
Почему рассматриваются только меркиты и собственно курыканы? Потому что только в курыканской культуре Забайкалья была распространена традиция захоронения с конем, прослеживаемая и у якутов. Во всех же остальных культурах Забайкалья тюркского периода захоронения с конем носят достаточно единичный характер.
Важно, что вне зависимости от этнической принадлежности меркитов все источники единодушны в том, что они пришлые в Забайкалье, и их прародина находится на западе в районе Саяно-Алтая.
По одной гипотезе, сформировавшиеся на юге Западной Сибири самодийские племена (Каракольская культура Алтая, Кулайская культура Притомья), в середине I тысячелетия были вытеснены тюрками из пределов Саяно-Алтайского нагорья. Восточная ветвь самодийцев, дошедшая до Байкала стала в XII-XII веках известна как меркиты.
Однако не будем спешить с выводами.
Начиная с III века в китайских летописях упоминается генетически связанное с динлинскими племенами племенное объединение Гаогюй, охватывающее территории современной Северной Монголии, Тувы и Алтая. Постепенно название "гаогюй" сменяется на "теле". После разгрома последнего хуннского государства Юэбань в 490 году гаогюй-теле образовали собственное государство в Восточном Казахстане и Алтае. Среди наиболее крупных народов, входящих в племенной союз теле, в древнетюркских рунических надписях фигурируют, в частности, уйгуры и "гулигань" (курыкан).
Наряду со сведениями о теле, те же летописи содержат материалы по племенному объединению тюркют (в китайской передаче "тюкю"). Это и есть собственно древние тюрки. На родственных языках говорили не только сами тюрки "тюкю", но и многие племена теле, в частности, уйгуры, меркиты, огузы, кыпчаки и др. Уцелел ряд генеалогических легенд, подтверждающих, что генетически предки тюкю были связаны с государством северных хуннов.
Итак. В середине I тысячелетия среди племен теле в тюркских рунических надписях и китайских летописях уже упоминается народ курыкан "гулигань". Народ теле, согласно китайским летописям, генетически связан с динлинами, которые в то время жили не на Енисее, а в северной части Монголии. И здесь уже смешавшись с гаогюй-теле, распространились на Минусу, а сам этноним "гяньгунь" был транскрибирован до "кыргыз" и "хягас".
Однако важно, что в древнетюркское время этноним "курыкан" уже существовал. Во-первых, следует отбросить мысль о формировании курыкан на основе гаогюй-телеского элемента. Следовательно, отвергая мысль об автохтонном формировании курыкан в Забайкалье, но принимая их тюркоязычность, их корни следует искать в более ранние периоды на западе Южной Сибири, в частности, в государстве Юэбань, куда, очевидно, после разгрома хуннами были включены северные юэчжи и пазырыкцы Алтая.
И паззл мог бы полностью сложиться, если бы миграция потомков пазырыкцев с Алтая в Забайкалье была подтверждена археологическими фактами. Но таких неопровержимых фактов нет.
Фактом же является практически полная аналогия ранних погребальных обрядов курыканов, пазырыкцев и последующих алтайских захоронений берельского типа. В частности, традиция захоронения с конем, чего не было ни у одного другого народа Степи вплоть до тюркской эпохи. Но эта традиция четко прослеживается и у пазырыкцев, и у курыкан, и у якутов. А это может быть связано только с расселением алтайского населения по территории Тюркского каганата, причем в доминирующей форме, а не в качестве беженцев.
Таким образом, генетическая наследственность якутов от пазырыкцев Алтая выглядит непротиворечивой, во всяком случае, имеющей право на существование. Однако отсутствие археологического материала не позволяет однозначно ни принять ее, ни опровергнуть.
Подписывайтесь на канал - будет еще много интересного!
Еще больше интересных фактов о Сибири вы можете найти на нашем сайте SIB-GUIDE.RU