В 2006 году Пауль Верхувен снова снял фильм в своей родной стране – «Черную книгу». В 2015 году Пауль Верхувен решил попробовать свои силы уже в третьей стране – Франции. Но сохранит ли на восьмом десятке лет свою хулиганскую натуру Пауль Верхувен, ибо она делала его фильмы отличными и оригинальными.
Пауль Верхувен выбрал самую неожиданную тему для своего последнего фильма – изнасилование и, как ожидаемо, разбавив ее изрядной долей сарказма и черного юмора. Также он не упустил возможности обстебать некоторые священные коровы французского общества.
Он выбрал в качестве мишени для стеба французскую интеллектуальную элиту и показал влияние на нее глобализации. В фильме Пауля Верхувена женщины с литературным образованием руководят компаниями по производству компьютерных игр, а интеллектуальные писатели сочиняют сюжеты к кровавым компьютерным играм. В дополнение режиссер по-своему обыграл французское презрение к финансистам.
Пауль Верхувен практически всегда работал с «низкими жанрами», наполняя их абсолютно иным содержание. В этот раз режиссер решил по-своему обработать киножанр «rape and revenge» и любимую французскую тематику «скелетов в шкафу», а также высказать свое традиционное «фи» организованной религии. И, как ни странно, он превзошел самого себя!
Поначалу, главная героиня фильма Мишель Леблан выглядит стереотипной «железной леди», излучающей властно-сексуальную энергию. Половина знакомых с ней мужчин мечтает с ней спать, другая половина мужчин ненавидит и мечтает сексуально ее унизить. При этом, как у стереотипной властной женщины, ее окружают слабые мужчины – бывший муж – пейсатель и сын – слюнтяй и подкаблучник у истеричной девушки.
Но у нее есть одна ахиллесова пята – она дочь осужденного серийного убийцы, чьи преступления по-прежнему держат Францию в ужасе. Поэтому 30-летнее прошлое по-прежнему висит над семьей Леблан и каждый член семьи пытается убежать от него – мать Мишель молодится и ищет молодых любовников, а Мишель спит с мужьями лучших подруг и соседок и постоянно лет окружающим.
Все идет по накатанной, пока Мишель не становится жертвой изнасилования. Эта экстремальная ситуация позволяет героине взглянуть на свою жизнь с другой стороны и она понимает, что жила тридцать лет в выдуманном мире, просто ее «отдушина» более безобидна, чем у изнасиловавшего ее маньяка. Это осознание заставляет ее понять, что не нужно пытаться убежать от прошлого, а нужно принять его и начать жизнь без лжи.
Но избавиться ли Мишель от призраков прошлого? Ответ зависит от вашего восприятия. Но 78-летний хулиган Пауль Верхувен оказался моложе большинства 30-летних режиссеров и он снял отличный, умный и динамичный фильм в новой стране. И я до сих пор в возмущении, что Изабель Юппер не дали «Оскара» за лучшую женскую роль. При этом его верным поклонникам снова остается сказать лишь только два слова – браво, маэстро!
Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/57935.html.