Во время Великой Отечественной войны пароходный ледокол «Александр Сибиряков» работал в Арктике, что называется, снабженцем – доставлял необходимые грузы на советские метеостанции, расположенные на дальних арктических островах.
Летом 1942 года возможность появления немцев в этом районе Арктики, конечно же, учитывалась, но кораблей, войск и орудий катастрофически не хватало на других участках фронта, где вовсю шли тяжелые бои. Поэтому никакого патрулирования акватории на предмет пресечения возможных действий противника практически не велось. А береговая оборона носила подчас символический характер.
Об этом было прекрасно осведомлено и немецкое командование. Поэтому получив разведданные от японцев о советском конвое, состоящим из девятнадцати грузовых судов и четырех ледоколов, который проследовал через Берингов пролив в северном направлении, они незамедлительно отправили в Карское море тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер».
Беспрепятственно войдя в советские арктические воды, немецкий крейсер, оставаясь незамеченным, двигался на встречу ничего не подозревающему конвою, предвкушая легкую расправу над беззащитными транспортными кораблями. Однако 25 августа неподалеку от острова Белуха немцы неожиданно наткнулись на советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков», следовавший с грузом горючего и провианта из Диксона на Северную Землю.
Понимая, что раннее обнаружение грозит срывом всей операции, ведь в случае передачи данных с ледокола о противнике, конвой мог уйти, немцы начали притворяться союзниками, подняв американский флаг и начав передавать просьбы о сближении. Однако командовавший ледоколом капитан Анатолий Качарава, подходить ближе не собирался. Он тут же передал на Диксон радиограмму о неопознанном крейсере, настойчиво запрашивающем обстановку.
Немцы эту радиограмму засекли, после чего открыли по «Сибирякову» шквальный огонь. Советский ледокол сдаваться без боя не собирался. По сравнению с немецким крейсером, его вооружение выглядело смехотворным – всего два 76-миллиметровых и два 45-миллиметровых орудия. Из них он и огрызался как мог. Однако шансов уцелеть у советского ледокола всё же не было никаких.
Немецкий крейсер сделал шесть залпов орудиями главного калибра. Первым же попаданием вражеских снарядов снесло фор-стеньгу. Вторым накрыло корму, так что от мощного взрыва погибло около тридцати советских моряков. От удара третьего снаряда на воздух взлетели бочки с горючим, предназначенным для метеорологов Северной Земли. Три из четырех орудий было уничтожено.
После четвертого попадания, ледокол потерял ход и начал идти ко дну. Тем не менее, пока судно не затонуло, последнее уцелевшее орудие продолжало бить по вражескому крейсеру. Оставшиеся в живых члены экипажа эвакуировались на двух шлюпках, одну из которых немцы потопили. На второй шлюпке спастись попытались восемнадцать человек, однако они были легко настигнуты немцами и взяты в плен.
Гибель «Александра Сибирякова» не была напрасной. Благодаря его радиограммам, немецкий крейсер потерял своё главное преимущество – внезапность. Получившие информацию о вражеском корабле в арктических водах, советские конвои и морские порты смогли предпринять необходимые меры для обороны.
В память о подвиге экипажа ледокола на острове Белуха в Карском море установлен маяк. Который напоминает нам о том, что советские воины защищали нашу Родину в любой точке земного шара и при любых условиях, не обращая внимание на подчас значительно превосходящие силы противника.
Уважаемые читатели, если вам понравилась статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!
Не стесняйтесь делиться своим мнением о прочитанной статье в комментариях.
Спасибо за внимание!