Найти тему
Пыльный Чердак

В Интернете кто-то рычит

Мюнхенский публицист и философ Алесандр Пшера написал небольшую книгу-рассуждение о том, как животные и человек будут сосуществовать в эпоху всеобщего доступа к интернету.

По мысли автора, сейчас образуется структура под условным названием «интернет животных» (animal internet, или, на языке оригинала, Das Internet der Tiere). Современные технологии – GPS-датчики, action-камеры и мобильные приложения – в корне изменят восприятие природы, сотрут грань между ней и нами, помогут воспринимать отдельных животных как полноценных индивидуумов. Вместо того, чтобы отгораживать волков, медведей и журавлей заповедниками, человечество научится сосуществовать с животными как с соседями по лестничной клетке. С интернетом животных природа уже не будет прежней, зато ее удастся спасти.

«Интернет животных» хорошо переведен (что в последнее время, увы, редкость для научно-популярной литературы) и содержит фотографии животных. Книга состоит из девяти глав и вступления за авторством профессора Института орнитологии Общества Макса Планка доктора Мартина Викельски. Его идеи во многом легли в основу изложения.

Викельски считает, что современные информационные технологии позволят раскрыть множество тайн жизни мигрирующих животных, и сам активно работает в этом направлении. Миниатюрные датчики положения, посылающие сигналы спутникам, дадут возможность отслеживать каждую меченую птицу постоянно, а не только в моменты ее поимки, как это было в случае кольцевания. Помогут процессу и установленные в естественных местообитаниях камеры. Потоки данных от этих приборов сольются в глобальную базу, доступ к которой будет открыт для жителя каждого уголка земного шара.
-2

С этими утверждениями сложно спорить: если техника позволит, то так оно, скорее всего, и будет. Но это взгляд биолога, а главный рассказчик, Александр Пшера, излагает точку зрения философа. По его мнению, описанная Викельски база данных окажет огромное влияние на ментальность представителей нашего вида и особенно – западной цивилизации. Мы перестанем отделять животных от себя, обезличивать их и заботиться о них только из чувства вины по поводу происхождения поедаемых нами шашлыков и стейков. Каждый возьмет себе в друзья на Фейсбуке пару ибисов или волков. Эти и некоторые другие факторы остановят дивергенцию людей с (другими) животными и запустят их коэволюцию, позволят выйти на путь устойчивого соразвития биогенного и антропогенного миров. Также Пшера высказывает множество интересных идей о месте животных в сознании современных Homo sapiens и о заблуждениях участников природоохранных движений.

Стоит признать, что порой автору для корректного изложения реальности не хватает биологических знаний. Начнем с того, что Пшера рассматривает угрозы для животных, но ничего не говорит о растениях. Однако без последних не сможет существовать никто. Более того, уже появились зачатки интернета растений: тематические сообщества в соцсетях, участники которых по собственной инициативе отыскивают «в поле» не известные им цветы и травы, фотографируют их и устанавливают видовую принадлежность этих организмов с помощью специализированных книг-определителей. По какой-то причине этим энтузиастам не нужны расставленные в лесах и лугах камеры: они способны донести до дикой природы и свои физические тела, а не только наблюдать за цветочками через приложения смартфонов.

Ну и, наконец, весьма странно, что в качестве примера «человеческого» поведения животного Александр Пшера приводит всего один случай с гориллой и мальчиком в зоопарке, в то время как эфемерности границ между человеком и животными в последние годы посвящают целые книги. Среди них «Достаточно ли умны, чтобы судить об уме животных» всемирно известного приматолога Франса де Вааля, его же «Истоки морали: в поисках человеческого у приматов» и многие другие. Создается впечатление, что автор о них не знает, то есть рассуждает о том, в чем не вполне хорошо разбирается.

Вероятно, российский читатель не согласится с рядом идей Пшеры. Во-первых, в нашем государстве в силу разных причин гораздо больше нетронутых участков дикой природы, чем в Западной Европе, в которой вырос автор книги. Во-вторых, из-за экономического упадка девяностых и оттока населения к центру, к Москве, за последние 30 лет в России сокращался скорее ареал Homo sapiens, чем других видов животных. А это знчит, что перед нами далеко не так остро стоит проблема сохранения диких организмов.

Есть и общечеловеческие возражения.

Автор утверждает, что если данные о состоянии и перемещении животных будут у всех на виду, то недобросовестным охотникам будет сложнее уйти безнаказанными, а остальные смогут больше узнать о природе и воспринимать зверей и птиц как отдельные личности, а не обобщенных «представителей вида».

Однако опыт пока указывает на то, что с приходом интернета состоянии биотопов ухудшается. Сложно себе представить ситуацию, в которой браконьер, узнав, что его действия могут быть записаны на видео, спокойно уйдет вместо того, чтобы ликвидировать камеру, благо найти ее, скорее всего, довольно легко.

-3

Подводя итог, стоит сказать, что книга интересно написана, и в ней много нетривиальных идей. Не со всеми из них легко согласиться, но ведь хорошо, когда чтение заставляет задуматься и порассуждать. Специальных знаний для восприятия изложенного иметь не надо, хотя базовые представления о зоологии, интернет-технологиях и философии не будут лишними.

P.S

Пожалуйста, оставляйте комментарии, ставьте лайки, а главное подписывайтесь на канал. Для Вас мелочь, а мне приятно)