Мюнхенский публицист и философ Алесандр Пшера написал небольшую книгу-рассуждение о том, как животные и человек будут сосуществовать в эпоху всеобщего доступа к интернету.
По мысли автора, сейчас образуется структура под условным названием «интернет животных» (animal internet, или, на языке оригинала, Das Internet der Tiere). Современные технологии – GPS-датчики, action-камеры и мобильные приложения – в корне изменят восприятие природы, сотрут грань между ней и нами, помогут воспринимать отдельных животных как полноценных индивидуумов. Вместо того, чтобы отгораживать волков, медведей и журавлей заповедниками, человечество научится сосуществовать с животными как с соседями по лестничной клетке. С интернетом животных природа уже не будет прежней, зато ее удастся спасти.
«Интернет животных» хорошо переведен (что в последнее время, увы, редкость для научно-популярной литературы) и содержит фотографии животных. Книга состоит из девяти глав и вступления за авторством профессора Института орнитологии Общества Макса Планка доктора Мартина Викельски. Его идеи во многом легли в основу изложения.
Викельски считает, что современные информационные технологии позволят раскрыть множество тайн жизни мигрирующих животных, и сам активно работает в этом направлении. Миниатюрные датчики положения, посылающие сигналы спутникам, дадут возможность отслеживать каждую меченую птицу постоянно, а не только в моменты ее поимки, как это было в случае кольцевания. Помогут процессу и установленные в естественных местообитаниях камеры. Потоки данных от этих приборов сольются в глобальную базу, доступ к которой будет открыт для жителя каждого уголка земного шара.
С этими утверждениями сложно спорить: если техника позволит, то так оно, скорее всего, и будет. Но это взгляд биолога, а главный рассказчик, Александр Пшера, излагает точку зрения философа. По его мнению, описанная Викельски база данных окажет огромное влияние на ментальность представителей нашего вида и особенно – западной цивилизации. Мы перестанем отделять животных от себя, обезличивать их и заботиться о них только из чувства вины по поводу происхождения поедаемых нами шашлыков и стейков. Каждый возьмет себе в друзья на Фейсбуке пару ибисов или волков. Эти и некоторые другие факторы остановят дивергенцию людей с (другими) животными и запустят их коэволюцию, позволят выйти на путь устойчивого соразвития биогенного и антропогенного миров. Также Пшера высказывает множество интересных идей о месте животных в сознании современных Homo sapiens и о заблуждениях участников природоохранных движений.
Стоит признать, что порой автору для корректного изложения реальности не хватает биологических знаний. Начнем с того, что Пшера рассматривает угрозы для животных, но ничего не говорит о растениях. Однако без последних не сможет существовать никто. Более того, уже появились зачатки интернета растений: тематические сообщества в соцсетях, участники которых по собственной инициативе отыскивают «в поле» не известные им цветы и травы, фотографируют их и устанавливают видовую принадлежность этих организмов с помощью специализированных книг-определителей. По какой-то причине этим энтузиастам не нужны расставленные в лесах и лугах камеры: они способны донести до дикой природы и свои физические тела, а не только наблюдать за цветочками через приложения смартфонов.
Ну и, наконец, весьма странно, что в качестве примера «человеческого» поведения животного Александр Пшера приводит всего один случай с гориллой и мальчиком в зоопарке, в то время как эфемерности границ между человеком и животными в последние годы посвящают целые книги. Среди них «Достаточно ли умны, чтобы судить об уме животных» всемирно известного приматолога Франса де Вааля, его же «Истоки морали: в поисках человеческого у приматов» и многие другие. Создается впечатление, что автор о них не знает, то есть рассуждает о том, в чем не вполне хорошо разбирается.
Вероятно, российский читатель не согласится с рядом идей Пшеры. Во-первых, в нашем государстве в силу разных причин гораздо больше нетронутых участков дикой природы, чем в Западной Европе, в которой вырос автор книги. Во-вторых, из-за экономического упадка девяностых и оттока населения к центру, к Москве, за последние 30 лет в России сокращался скорее ареал Homo sapiens, чем других видов животных. А это знчит, что перед нами далеко не так остро стоит проблема сохранения диких организмов.
Есть и общечеловеческие возражения.
Автор утверждает, что если данные о состоянии и перемещении животных будут у всех на виду, то недобросовестным охотникам будет сложнее уйти безнаказанными, а остальные смогут больше узнать о природе и воспринимать зверей и птиц как отдельные личности, а не обобщенных «представителей вида».
Однако опыт пока указывает на то, что с приходом интернета состоянии биотопов ухудшается. Сложно себе представить ситуацию, в которой браконьер, узнав, что его действия могут быть записаны на видео, спокойно уйдет вместо того, чтобы ликвидировать камеру, благо найти ее, скорее всего, довольно легко.
Подводя итог, стоит сказать, что книга интересно написана, и в ней много нетривиальных идей. Не со всеми из них легко согласиться, но ведь хорошо, когда чтение заставляет задуматься и порассуждать. Специальных знаний для восприятия изложенного иметь не надо, хотя базовые представления о зоологии, интернет-технологиях и философии не будут лишними.
P.S
Пожалуйста, оставляйте комментарии, ставьте лайки, а главное подписывайтесь на канал. Для Вас мелочь, а мне приятно)