Чем на самом деле кормили отравившихся халяльной шаурмой? Кто и как дискредитирует стандарт "халяль" и спекулирует на чувствах верующих? Журналистский эксперимент БСТ – внедряемся на халяль-предприятие и узнаем всё, что скрыто от глаз. Что такое халяль – выгодный маркетинговый ход или все-таки знак качества? Халяль-турзм, отели и салоны красоты. Как в республике развивается халяль-индустрия и почему это интересно не только мусульманам – в специальном репортаже «Бизнес на вере».
Профессиональная дезинфекция как на режимном объекте, а ведь это обычная точка общепита в уфимском Сипайлово. Печально прославилось это место тяжелым отравлением 16-ти человек. Двоим маленьким детям Гульшан Кабиловой шаурма с курицей едва не стоила жизни. Они были доставлены в реанимацию почти без сознания.
Гульшан Кабилова, мать пострадавших детей: «В 16:25 они уже два-три раза как бы вырвали и уже лежали в полубессознательном состоянии».
Эта история взбудоражила уфимскую общественность, ведь подобные ларьки с фастфудом – буквально на каждом перекрестке. При этом особое доверие многих клиентов вызывает знак "халяль" на вывеске. Однако на этот раз он не помешал продавцам осознанно накормить людей испорченными продуктами, рассказывает отец пострадавших детей.
Бахтияр Джумаев, отец пострадавших детей: «Они знают, что оно испорченное, знают! Я говорю: если испорченное, зачем ты продаешь? Они говорят: нам сказало начальство продать. И это халяль! Я говорю: зачем имя "халяль" вы портите, так делаете!».
У всех отравившихся диагностирован золотистый стафилококк, так же он выявлен и у продавца шаурмы. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Двери кафе опечатаны.
Известно, что торговая точка, в которой отравились люди, принадлежала к сети под названием «Халяль шаурма». Вот здесь, на банере, целый список с адресами. Именно этот ларек расположен на улице Ленина. Мы видим, что сейчас он тоже не работает. Также здесь нет никакой юридической информации о владельце. Что само по себе уже является нарушением.
То, что мы обнаружили, заглянув за банер, нас ужаснуло. Продукты здесь хранятся прямо на улице, в условиях абсолютной антисанитарии. Порастаявшее мясо с душком соседствует с мусором, грязной посудой и использованной туалетной бумагой.
Вот, мы видим, хранится мясо в холодильнике. Без каких-либо маркировок, обозначений. Мясо сверху подтаявшее, сколько оно здесь лежит – неизвестно. Холодильник не закрыт, закрыт какими-то коробками. Здесь же рядом мусорное ведро. Здесь мусор валяется просто так, рядом продукты питания, капуста. В кастрюле лежит грязная одежда, тут бинты непонятного происхождения.
В ларьке отсутствует водопровод, канализация, санузла нет в принципе. И остается лишь догадываться, как сотрудники соблюдают личную гигиену в процессе приготовления еды.
Валентина Панкратьева: «Там грязь ужасная! Оттуда идет такой специфический запах, как будто там канализация не чистилась!».
Подобные случаи дискредитируют стандрат «халяль», считает Айнур Бергалин, председатель-муфтий Духовного Управления мусульман республики. Этот знак не защищен законом, и может быть использован кем угодно – иногда просто как выгодный рекламный ход. По сути, спекуляция на вере. В Татарстане, например, на одном из мясокомбинатов умудрились поставить знак «халяль» даже на карбонат из свинины.
Айнур Бергалин, председатель-муфтий Духовного управления мусульман Республики Башкортостан: «Тема халяль – она очень острая. В магазинах мы можем увидеть пельмени «Мусульманские» или колбаса «Мусульманская». Состав читаешь, там даже свинина может быть, не говоря уже о том, что животное зарезано по нормам ислама. Вводят людей в заблуждение. Это действительно может тянуть на оскорбление чувств верующих».
Не все знают, что существует сертификат «халяль». И такой документ означает не только соблюдение мусульманских религиозных традиций, но и выполнение ключевых требований СанПина.
Ильнур Мухаметзянов, руководитель Центра развития индустрии халяль при ДУМ Республики Башкортостан: «Отказом в сертификации может послужить тот факт, что кафе не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Где-то грязь, где-то сотрудники не одеты должным образом. Если волосы вышли, этот волос может упасть на продукцию, а волосы являются харамом, то есть его нельзя есть».
Добровольную процедуру сертификации сейчас проходит одно из крупных уфимских халяль-кафе. Ее проводит Ильнур Мухаметзянов, руководитель Центра развития индустрии халяль при Духовном управлении мусульман. По словам эксперта, здесь важно не только отсутствие свинины. Говядина, курица, баранина тоже может быть не халяльной, если не имеет ветеринарных документов или была забита без соблюдения канонов ислама. Проверяются составы даже кондитерских изделий, сыров, соусов.
Ильнур Мухаметзянов, руководитель центра развития индустрии халяль при ДУМ Республики Башкортостан: «Обращаем внимание на ингредиенты. Скажем, вот пирожное. Мало кто знает, что в торты, йогурты, соки добавляют краситель кармин E 120 – это тела самки насекомых. Он входит в категорию «харам» – запрещенная добавка.
Владелец кафе Ренат Хилажев признается, что открывая халяль-заведение в центре Уфы, осознавал коммерческие риски. Во- первых, потому что халяльное сырье на 30 процентов дороже обычного. Например, у той же курицы на птицефабрике другая технология выращивания и убоя. Ее кормят более качественными кормами, без мясокостной муки, и забивают вручную. А, во-вторых, риск был связан с падением репутации халяль-предприятий как раз по вине недобросовестных владельцев.
Ренат Хилажев, учредитель кафе-столовой: «Мы делали фокус-группы, и когда мы у них спрашивали, что такое халяль, они отвечали: какая-то не очень чистоплотная забегаловка. Мы очень хотим стать неким маячком и показать, как в общепите предприятия «халяль» должны работать».
Значение слова «халяль» – то, что дозволено, разрешено. В широком смысле халяльными могут быть любые товары и услуги, если они не противоречат канонам ислама. При этом, как показывают опросы, 80 процентов потребителей таких продуктов – люди других вероисповеданий. И для них «халяль» – это, чаще всего, синоним качества.
Так что же такое «халяль» в Башкортостане – знак качества или все-таки лишь выгодный маркетинговый ход? Насколько реально соблюдать эти принципы в общепите и в условиях промышленного производства? Мы решаем выяснить это сами и проводим журналистский эксперимент. В одном из уфимских магазинов мяса халяль требуется лепщик пельменей. Меня, журналиста, берут на работу сразу, без единого вопроса. Не спрашивают ни санкнижку, ни трудовую книгу, не выдают никакой спецодежды и сразу отправляют лепить пельмени – здесь же, в крошечной подсобке магазина.
Мясо рубят тут же, за шторкой. Говорят, что говядину привозит частник из района. Она же идет на фарш для пельменей. Помещение сравнительно чистое, но смущает, например, единственная раковина, в которой моют все сразу – и руки после туалета, и посуду, и сырое мясо. Тесто замешивается в разбитом тазике, на котором висят куски пластмассы, готовые в любой момент отломиться и попасть в продукты. И когда это действительно происходит, хозяин не придает этому значения.
– Мусор куда выкинуть?
– Мусор вот. Отломился кусочек от тазика.
– Ааа, ну там оставили бы, потом бы выбросили.
Зато владельца и его жену, которая стоит на кассе в магазине, больше обеспокоило то, что я вышла в торговый зал при клиентах. Очевидно, что производство полуфабрикатов здесь не афишируют.
- Сюда просто нельзя выходить с тестом, имейте в виду.
– Получается, мне вообще как бы лучше не показываться? Пока люди есть, не выходить?
– Ну да, лучше так.
–Чтобы лишний раз не видели, что я тут?
– Да-да-да.
На вопрос о проверках Роспотребнадзора, хозяин ответил, что сотрудники ведомства в подсобное помещение не заходят.
– А то, что санкнижки, например, у меня нет?
– А, ну потом, если сработаемся.
– Ну а проверки бывают здесь?
– Ну проверка у меня будет завтра, может быть.
– Роспотребнадзор?
– Роспотребнадзор, да. Я не знаю, Ну сюда не должны зайти, конечно.
За полдня я успеваю приготовить несколько сотен пельменей – они идут на продажу в торговый зал по 320 рублей за кило. Также здесь готовят и продают манты, голубцы и другие полуфабрикаты, без этикеток и маркировок. С клиентами обращаются вежливо, но лишь до первой претензии. Пенсионерку, осмелившуюся сказать что-то о цене, буквально выгоняют из магазина.
– Я вам отпускать даже не буду!
– Не отпускайте.
– Мне такие покупатели не нужны! Иди своей дорогой!
А в этот ресторан в центре Уфы мы приходим уже в качестве клиентов. И сразу находим в меню шашлык из свинины.
– Нам сказали, что у вас халяль-заведение.
– Баранина, конина, гусь – это халяль. Все остальное – не халяль.
– Я впервые вижу, чтобы в заведении халяль продавали свинину.
– Ну у нас это единственное блюдо из свинины, шашлык, потому что есть гости, которые любят свинину.
Фирменный магазин крупного мясокомбината. Здесь торгуют колбасой, пельменями, в том числе вот таким сервелатом под названием «Мусульманский» со значком, очень напоминающим слово «халяль». Однако уфимский преподаватель арабского языка Аэлита Миниянова обратила внимание на ошибку.
Там написано «алхиляль» – мягкая «х», это совсем другое означает. По-арабски «разрешенный» – это «алхаляль» – вот такая «х», видите разницу? Производитель допустил грубую языковую ошибку, это первый симптом, на который мы должны обращать внимание, желая узнать, халяль или не халяль.
Спрашиваем об этом сотрудника магазина.
– Я уточнила у своего начальства, они сказали, что у нас нет продукции халяль.
– Но это выглядит так, как значок халяль, не кажется, ли вам, что это вводит людей в заблуждение?
– Нет, я информирую покупателей, что это продукция не халяль.
Убойный цех в деревне Соколовка Давлекановского района. Сертифицирован по стандарту «халяль». Здесь уверены, что соблюдать правила все-таки возможно даже на большом производстве. Забойщик Акмал Маматходжаев – практикующий мусульманин, намаз читает пять раз в день, каждую неделю посещает мечеть. Рассказывает: важно, чтобы животное перед забоем не испытывало страха. Оно не должно видеть, как режут других.
Это имеет значение не только с точки зрения гуманного обращения, но и влияет на качество мяса.
Фарит Аккулов, коммерческий директор предприятия по забою и поставке мяса «Халяль»: «Когда животное боится, в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мясо становится не таким вкусным».
Забой производится с молитвой и обязательно одним движением. Поэтому специальные требования предъявляются даже к ножу.
На предприятии постоянно находится государственный ветеринарный врач, который проверяет каждую тушу на наличие паразитарных заболевай, опухолей, работает и собственная лаборатория. Клеймо означает, что мясо прошло ветсанэкспертизу. В ближайшее время здесь планируют начать ставить еще одну печать – о соответствии стандартам «халяль».
А это производство – настоящая мечта сладкоежки. Повсюду – белые облака нуги, а в воздухе – сладкий запах арахиса. Здесь варят халяльный рахат-лукум. Чистота на производстве нас впечатлила: все вокруг блестит как новое, хотя этот цех работает уже восемь лет. Кроме халатов и шапочек мужчины-сотрудники используют даже специальные набородники.
Здесь не используют компоненты животного происхождения, в том числе желатин на основе свиных субпродуктов. Это одно из немногих предприятий в республике, которое имеет сертификат халяль международного значения, что позволяет экспортировать рахат-лукум в мусульманские страны.
Гульназ Хусаинова, владелец предприятия по производству рахат-лукума: «Халяль – это очень большой труд! Это ответственность перед Всевышним, другими людьми-мусульманами, мы за это будем отвечать».
Анна Татриева – врач с высшим медицинским образованием и мама двоих детей, говорит, халяль-питание - правильное не только с точки зрения религии, но и полезное для здоровья. В нем не должно быть того, что вредит человеку – химических добавок, алкоголя в любом виде. Молоко и яйца тоже могут быть не халяльными, если несушек или корову кормили нечистотами.
Анна Татриева: «Овощи тоже теоретически тоже могут быть не халяль. Мы не знаем, как они удобрялись, например, нечистотами. Нельзя есть свинину, мясо плотоядных животных – хищников, хищных птиц и тех, кто питается плотью, нельзя употреблять кровь. Халяль еда – это достаточно просто, доступно и не требует каких-либо больших ограничений».
У запрета на употребление свинины, который прописан в Коране, есть и научное обоснование, говорит врач-эндокринолог Лиана Усаинова. Например, высокий риск заражения мяса паразитами – свиным цепнем или трихинеллой, которая не погибает даже после трех часов варки. А в Германии провели интересный эксперимент на белых крысах. В течение года их кормили только свининой. После чего у грызунов были зафиксированы склонность к каннибализму, развитие раковых опухолей и кожные болезни.
Лиана Усаинова, врач-эндокринолог: «Свинья кушает грязь, а свинья не потеет, и все токсичные вещества остаются в сале. Человек и другие животные потеют, все выходит, а тут всё остается. Важно не только качество халяля, но и количество съеденного халяля. Я людей всегда призываю обдумывать, что он ест».
Халяль-индустрия в республике не ограничивается только продуктами питания. В Уфе работает, например, сертифицированный халяльный отель.
Статус «халяль» в гостинице подтверждается в каждом номере. Вот, например, здесь, на потолке, так называемая кибла – специальная стрелка, указывающая в сторону Мекки. Именно в этом направлении верующие совершают молитву. Здесь же и вся необходимая атрибутика – четки, молитвенный коврик – намазлык и, конечно, Коран.
В гостиничном ресторане также не продают алкоголь и используют только разрешенные продукты. Развивается и такое направление как халяль-туризм.
Подобный отдых предлагают отели в 33 странах. Лидирует традиционно Турция. Причем выбирают их отнюдь не только мусульмане, но и те, кто хочет отдыхать без шума и пьяных компаний.
Эльмира Гарипова, менеджер по халяльному туризму: «Я сама практикующая мусульманка, понимаю важность такого халяль-отдыха для мусульман, поэтому мы взялись за это дело, чтобы люди не попали в неловкую ситуацию – в отель приехали, а там не соответствует обещаниям. Здесь уже дело совести, в первую очередь».
Есть в Уфе и халяльный салон красоты, где мусульманок стригут только женщины, в отдельном помещении. Существует даже оформление бровей по стандарту «халяль» – лишние волоски не выщипываются, а просто обесцвечиваются.
Линда Биглова – известный в Уфе инстаграм-блогер, проводит образовательные мероприятия для мусульманок. Сама девушка надела платок шесть лет назад, говорит, с тех пор количество халяльных услуг в Уфе заметно выросло. Появилась, например, натуральная халяль- косметика – на основе масел, без спиртов, парабенов и продуктов животного происхождения. И все же остаются предприниматели, которые недобросовестно используют этот знак.
Линда Биглова, инстаграм-блогер: «Когда вешают знак халяль там, где не халяль – это дискредитирует нас, мусльман. Я не хочу, чтобы мне было стыдно за то, что кто-то где-то отравился там, где висит значок «халяль». Это подрывает доверие к нам, мусульманам!».
Как считают в Духовном управлении мусульман республики, стандарт «халяль» должен иметь поддержку на законодательном уровне.
Ильнур Мухаметзянов, руководитель центра развития индустрии халяль при ДУМ Республики Башкортостан: «Если бы на уровне законодательства подпункт о маркировке халяль и о товарном соседстве халяль-продуктов, то мы бы проверить все заведения и рынки, которые маркируются под знаком халяль. На примере республики Кыргызтан, где уже ввели подобную программу и успешно ее реализуют».
Пока же в нашей стране соблюдение стандартов «халяль» остается только делом совести. Но как говорят верующие, «халяль» – это брэнд Всевышнего, и за нарушение авторских прав, рано или поздно, все равно придется отвечать