Жемчуг – это постоянный, практически «вечный» элемент в драгоценностях Китая, Индии, Японии, Америки и Европы (а также и России). В чем причина такого необыкновенного успеха?
Жемчуг по своей популярности среди ювелиров мира самых разных эпох спокойно конкурирует с главным, флагманским камнем – «его величеством» белым бриллиантом. Причем, конкурирует уже много столетий. И на это «соревнование» есть свои причины.
Во-первых, жемчуг многолик по палитре: в природе можно встретить жемчужины практически всех цветов радуги. Ювелиры знают жемчуг белый, розовый (или же «конк», очень дорогой), цвета дыни («мелон»), серый, серебристый, золотой, с зеленым оттенком (или же «жучиным», напоминающем цвет хитина скарабея), черный, коричневый, голубоватый, сиреневый, а также лиловый – такой вариативности цветов не может предложить ни один камень, даже сапфир.
Но жемчуг разнолик не только по цвету, но и по размеру, а также по своей форме. Всего специалисты насчитывают пять разновидностей жемчуга.
- Первый, пресноводный жемчуг – это самый распространенный вид, такой выращивается на речных фермах в Китае, Японии и США (штат Миссисипи).
- Второй – морской жемчуг акойя из Японии. Главной особенностью этого типа жемчуга является ослепительно белый цвет.
- Белый или золотой жемчуг южных морей – это крупный морской жемчуг, часто неправильной (полубарочной или же барочной) формы; самой известной любительницей такого жемчуга была британская принцесса Уэльская Диана, которая и ввела на него моду.
- Таитянский (черный, или же «павлиний хвост») жемчуг рождается в устрицах, которые обитают исключительно в зоне экватора у границы южных морей.
- И, наконец, жемчуг Мабе (от одноименной устрицы Мабе) – это недорогой жемчуг приплюснутой формы (такие жемчужины называются «пуговицы»).
До 1895 года мир ценил только полубарочные и барочные жемчужины. Именно такие были особенно востребованы в Европе в XVI-XIX веках, и более всего – в торговых городах Венеции и Генуе. Однако после жемчужного «изобретения» (как раз 1895 год) основателя японского ювелирного дома Mikimoto - Кокичи Микимото - состоятельная публика стала приобретать жемчуг идеально ровной формы и цвета. Кокичи Микимото, которого невероятно почитают в самой Японии, научился именно выращивать жемчуг (до Микимото жемчуг никто не выращивал, он «рос» в устрицах самостоятельно, без вмешательства человека).
Вспомним, как, собственно, появляется жемчужина в лоне устрицы? Жемчужина – это бывшая песчинка, которая случайно, по воле волн, как говорится, попала внутрь устрицы. Моллюск, почувствовав инородное тело внутри себя, начинает защищаться и окутывает песчинку одним перламутровым слоем за другим. Слои перламутра оказываются по большей части стихийными: так получается полубарочная или барочная жемчужина.
Необходимо добавить, что существует и другая версия «изобретения» идеального жемчуга, согласно которой его вырастил австралиец Вильям Сэвил Кент, а Кокичи Микимото, будучи отличным бизнесменом, просто купил у Кента надлежащий патент. Так это было или же иначе: в Японии и в Австралии придерживаются разных точек зрения по этому щекотливому вопросу.
Процесс выращивания «идеального жемчуга» довольно затейлив. В «материнскую» устрицу, чуть приоткрытую, с помощью тонкого пинцета кладут небольшой шарик, вырезанный из другой устрицы (в Японии, например, используют шарики из перламутра американских раковин, живущих в Миссисипи). Следом за перламутровым шариком в устрицу помещается кусок соединительной ткани, которая должна будет дать перламутр для шарика. После этого устрицу закрывают и аккуратно помещают в специальный садок, который опускают в воду.
Садки с жемчужными кладками регулярно проверяются, средний срок для выращивания «идеальной» жемчужины – приблизительно 2,5 года. В доме Mikimoto для изготовления украшений используется приблизительно 10% от всего улова. Остальные жемчужины идут на производство лекарств и косметики. Другие марки (профессионально жемчужные – например, немецкий дом Schoefelle, итальянские бренды Mi-Mi и Utopia, а также австралийская компания Aurora Jewellery) более снисходительно относятся к выбору жемчужин для украшения. В любом случае, требования к жемчужинам у «высоких» марок очень велики.
Во всем мире любой жемчуг принято оценивать по семи пунктам: толщина перламутра, блеск, цвет, дефекты, форма, размер и баланс. Постараемся сейчас расшифровать все перечисленные требования.
Итак, толщина перламутра: чем больше перламутровых слоев на материнском «шарике», тем – лучше (норма – около тысячи перламутровых слоев). Именно перламутр дает жемчугу блеск: понятно, что больше ценятся жемчужины с сильным и постоянным блеском.
По поводу цвета жемчужины мы сообщили выше: жемчуг многолик. В качестве основных дефектов стоит назвать неровности, царапины, вмятины, полоски; впрочем, иногда дефекты помогают достичь большей выразительности (особенно это касается барочного жемчуга). Если стиль ар-деко прославлял идеально ровный жемчуг, то предшествовавший ему стиль ар-нуво использовал только барочные жемчужины (в частности, Рене Лалик и братья Фуке).
Следующий пункт – это форма. Всего профессионалы насчитывают четыре формы: круглая (такая ценится больше других), полукруглая, полубарочная и барочная. Размер жемчужины определяется ее диаметром и измеряется в миллиметрах (от 2 мм до 16 мм – такова «вилка» самых стандартных размеров).
И, наконец, баланс: речь идет об однотипности жемчужин, собранных в одном изделии (чаще всего в колье, иногда – в броши). Чем больше они похожи друг на друга – по размеру, цвету, блеску, – тем выше ценится украшение.
Жемчуг – это ювелирная классика, которая никогда не выходит из моды. Другой вопрос заключается в том, что раньше жемчуг называли «фамильной», семейной драгоценностью, то есть ювелирные изделия с жемчугом были весьма консервативны. Достаточно вспомнить фотографии самых знаменитых любительниц украшений из жемчуга – Грейс Келли, Роми Шнайдер, уже упоминавшаяся принцесса Уэльская Диана, Бриджит Бардо, Мерилин Монро, Катрин Денев, Софи Марсо – и можно увидеть, что все они носят классические колье-нитку из жемчуга. Однако – благодаря стилю «минимализм», ставшему популярным в середине 1990-х годов, жемчуг стал включаться и в другие украшения.
Классикой считаются маленькие жемчужные пусеты и жемчужные колье «под горло». Модными украшениями стоит признать длинные жемчужные сотуары в несколько рядов, которые сделала востребованными Габриэль Шанель (еще одна легендарная поклонница жемчуга). А ультрамодными следует считать, к примеру, оригинальные жемчужные серьги-каффы или броши различного размера.
Жемчуг принято дарить – во ознаменование различных памятных событий. Во-первых, жемчужные драгоценности носят (а также преподносят) на свадьбу. Это может быть целый гарнитур из жемчуга (колье, серьги, браслет и кольцо) или же диадема с жемчужинами (дома Cartier, Mikimoto). Жемчужные драгоценности нередко оказываются первыми в жизни девочки или девушки: например, жемчужные пусеты станут отличным "дебютным" дорогим украшением. И, наконец, тридцатая свадьба в жизни одной пары называется «жемчужной» - чем не повод подарить супруге красивую жемчужную нитку?
В ювелирных коллекциях, собранных в AllTime, практически каждая марка представляет свое собственное видение, «прочтение» жемчужной темы. Это может быть стабильная классика (компания Sokolov), минимализм и неоклассика («Эстет»), отличный чувственный модерн (De Fleur) или же хай-тек (Calvin Klein).
Жемчуг привычно себя чувствует в драгоценностях абсолютно любого стиля, что также дает ему огромное преимущество. Остается добавить, что жемчуг может превосходно сопровождаться любым металлом – от золота различных оттенков до серебра, латуни, ювелирного алюминия или же ювелирного титана. Природная многоликость жемчуга позволяет ювелирам добиваться действительно выдающихся творческих результатов.