Наказание. "Виновный должен быть наказан," — советует нам логическое мышление. На самом деле наказание направлено не на существо проблемы, а на ущемление детских чувств.
Серьёзно. Задумайтесь. Давайте отбросим логику и стереотипы и попытаемся представить: чем еще можно воспользоваться при попытке обучить ребенка каким-либо обязанностям из разряда "Нам пора домой, малыш. Папе завтра рано на работу." Прямо это и возьмём для примера.
1. Нам ведь правда необходимо сейчас поехать домой. Чаще всего именно этой простой, казалось бы, причины ребенок может не понимать. Он еще не так хорошо сопоставляет задержку вечером с утренним подъемом и состоянием. Можно объяснять. Но у него в этот момент мимо ушей все с особенной скоростью пролетает.
2. Нужно принуждать.
Принуждение как раз направлено на существо проблемы. Но, принуждая нужно всеми способами поддерживать ребенка и сопереживать ему.
Что делаем? Физически тащим домой, поддерживаем, лаская и проговаривая то, как мы понимаем его обиду... И мягко объясняем, что сейчас уже точно больше нет возможности оставаться...
В любом действии относительно ребёнка нужно помнить о бережном отношении к его психике и интеллекту.