«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — одна из самых популярных книг в мире. Она разошлась на сотни цитат, была переведена на большинство языков, много раз переиздавалась и была экранизирована. Зачем эстонский центр TYPA выпускает очередного «Маленького принца» и что в этом интересного? Сегодня я расскажу о магическом мире деревянных литер, печатных станков, бумаги из джинсов и загадочных «Золушек» из старых тряпок.
Я пришла работать в Эстонский музей печати и бумаги (Eesti Trüki- ja Paberi Muuseum) в феврале 2019 года. Мне сразу было понятно, что это место — больше, чем просто музей. Во-первых, экскурсия занимает необычно долгое для маленьких музеев время — час-полтора, причем иногда посетители жалуются, что она слишком короткая. Почему? Потому что из нашего музея посетители уходят не с пустыми руками, а с собственноручно сделанными открытками и базовыми техническими знаниями. Рассказ об истории и теории бумажного дела мы чередуем с практическими заданиями. За время экскурсии можно сделать листок бумаги, используя бумажную массу и специальные деревянные рамы, а потом напечатать на нем что-нибудь с помощью деревянного клише и старинного Гутенберговского пресса. Также мы рассказываем о работе наборщика и оператора линотипа, учим печатать картинку ложкой и объясняем, чем бумага из крапивы отличается от бумаги из ревеневой кожицы. Большинство экспонатов в музее можно и нужно трогать руками.
Чем еще занимаются в музее? У нас можно заказать практические воркшопы для детей и взрослых — сделать линогравюру, напечатать рисунок на футболке или сшить себе тетрадь. Мы сотрудничаем с художниками — к нам приезжают работать над индивидуальными проектами мастера печати, коллажа, фотографии и живописи со всего мира. Для школьников есть образовательные программы и кружки. На своем же оборудовании мы выполняем различные дизайнерские заказы. Почти все машины, которые мы показываем во время экскурсии, находятся в рабочем состоянии, равно как и металлические и деревянные шрифты из нашей обширной коллекции. А еще у нас есть целая студия производства блокнотов, скетчбуков, ежедневников и потайных коробочек из обложек списанных книг. Чтобы купить блокнот, плакат или открытку, заходите к нам, если будете в Тарту или загляните в наш онлайн-магазин Etsy.
В какой-то момент сфера деятельности музея стала настолько широкой, что его решили переименовать. Теперь он называется центром TYPA, куда входит музей, студия, образовательные программы и все остальное. Так как центр частный, финансирование почти целиком зависит от посетителей, заказчиков, покупателей и пожертвований. Также в центре каждый год работает несколько волонтеров, приезжающих по международной программе. Их мы стараемся обучить всему что знаем и дать возможность попробовать все что хочется.
Самым грандиозным проектом за всю историю музея стало эстонское издание «Маленького принца» Экзюпери. Это первый в мире подобный книгопечатный проект нашего столетия, для которого было задействовано множество старых машин, а также ручных технологий набора, печати, переплетения и украшения.
Эстонское издание вышло целиком благодаря краудфандингу. Любители книг во мгновение ока проспонсировали проект, получив книгу или один из специальных подарков. Теперь мы начинаем печатать эту же книжку на английском языке, также с помощью краудфандинга. Вы еще можете успеть поддержать наш проект и получить одно из наших изданий Экзюпери — стандартное, коллекционное, подарочное или люкс!
Почему эта книга особенная?
- Такой нет ни у кого. Тираж ограничен, каждая строчка будет набрана и вылита на линотипе — ленинградской копии американской Linotype Machine. Потом металлические строчки собираются вручную в страницы. Книга печатается на большом цилиндрическом прессе, затем переплетается на специальной швейной машинке. Ваша копия будет пронумерована вручную. Все издания, кроме стандартного, будут иметь форзацы в технике мраморной бумаги. Помимо твердой обложки у книги будет разноцветная суперобложка — для каждого цвета изготавливается отдельное клише.
- Вы поддержите нас и нашу работу. Участвуя в нашей онлайн-компании, вы станете частью проекта, который значит намного больше, чем просто издание книжки французского летчика и философа. Благодаря вам мы запустим механизмы всех наших машин, откроем пыльные инструкции, и старинное дело Гутенберга снова оживет. На дворе XXI век, а мы лист за листом будем создавать настоящее искусство — ведь таковым и является книжное дело. У каждой книги и даже у каждой страницы будет что-то уникальное: свой верстальщик, наборщик, переплетчик, оформитель. Где-то буква продавится чуть жирнее, чем остальные, двух одинаковых листов мраморной бумаги тоже не будет.
- Вы поможете сохранить технологии высокой печати. Высокая печать — вещь старая: еще в глубокой древности китайцы вырезали гравюры на кусочках дерева и печатали их на шелковой ткани. Они же подобрались к идее деревянных литер — отдельных букв, вырезанных в зеркальном отображении из дерева (такими до сих пор в винтажных мастерских — и у нас, конечно — печатают плакаты и афиши). Со времен Иоганна Гутенберга, немецкого первопечатника, высокая печать была главной технологией создания носителей информации. В наше время книги выпускаются с помощью офсетной печати. Носители информации делаются более абстрактными: нельзя вернуться к источнику, форме, клише, литере и потрогать. Несмотря на то что высокая печать была актуальна для российской и эстонской книжной индустрии вплоть до девяностых, многие профессии, связанные с бумагой и печатью, уже вымерли. Прикладные знания забываются и теряются. Зачем же хранить старье? «Мы в ответе за тех, кого приручили» — одна из самых известных цитат из детско-взрослой сказки Экзюпери. Роботы появились не так давно, а мир уже обеспокоен их правами и этикой, связанной с технологиями. И правильно. Но что со старыми, старинными технологиями? Мы должны их забыть, выбросить? (Именно так поступали в начале девяностых с печатными станками многие типографии). Но забыть не удалось даже пьянице с одной планеты. Потому что люди любят истории о минувших днях. Это обогащает нас мудростью накопленного опыта, наполняет гордостью за достижения предков и дает мощный заряд вдохновения для настоящих и будущих свершений. Так, еще дети древних римлян играли с литерами — деревянными буковками, из которых полагалось составлять слова. Люди не забыли эти буквы, а приспособили подобные же для печати. Прессы уже существовали в Европе и до Гутенберга, для выжимки виноградного и яблочного сока — глядя на них, первопечатник изготовил свой станок. Поэтому мы не хотим забывать и будем продолжать учиться новому забытому старому. Если вы хотите нам помочь — купите книгу или просто поддержите онлайн-кампанию, приходите в музей или поделитесь с друзьями ссылкой на этот текст.