Найти тему
Спортивный накал

Был филиалом ЗИЛа, потом КАМАЗа, а ныне не существует. О Читинском Автосборочном Заводе

В одной из наших предыдущих публикаций мы уже рассказывали о филиале ЗИЛа в Новоуральске, который выпускал модели на шасси ЗИЛ-130. Но был и еще один филиал, выпускавший автомобили - в Чите.

12 мая 1964 года вышло Постановление №43 Высшего Совета Народного Хозяйства, которое обязывало заводы приступить к разработке северных вариантов автомобилей, автобусов и другой техники. К началу 70-х стало необходимо увеличить производство автомобилей, которые способны работать в условиях Крайнего Севера. Многие советские автозаводы разрабатывали автомобили для работы при температурах до -60 С. Разработал такой автомобиль и ЗИЛ, причем полученная машина оказалось одной из наиболее продуманных и теплых.

ЗИЛ-130С (фото https://www.autowp.ru)
ЗИЛ-130С (фото https://www.autowp.ru)

ЗИЛ-130С оснащался предпусковым подогревателем, утепленным капотом и кабиной, контейнером для аккумулятора, двойным остеклением, фарой-искателем, лебедкой, противотомуннами фарами и дополнительным топливным баком.

Утепление кабины происходило в несколько этапов понеполиуретаном, который наносился в несколько слоев напылением и в конечном счете толщина утеплителя достигала 8 - 12 мм. Сам процесс был не быстрым: каждый слой должен был подсохнуть, из-за чего на одну кабину уходило около половины рабочей смены. Серийный завод в Москве не мог позволить себе выпуск утепленных автомобилей, поэтому было принято решение сделать обособленное производство северного варианта в Чите. Изначально в Читу поставлялись готовые шасси ЗИЛ-130, на заводе автомобиль разбирали, утепляли, дооснащали всеми северными опциями и в готовом виде отправляли работать в экстремально низкие температуры. Читинский автосборочный завод был расчитан на производство 5 тысяч автомобилей в северном варианте в год. Позднее производство дооснастили, повысился уровень локализации и к 5 тысячам северных автомобилей добавилось производство обычных версий 130-ки - завод мог выпускать суммарно до 35 тысяч автомобилей в год. Пиковые мощности завод так и не использовал, в год в лучшем случае выпускалось 3,5 тысячи северных машин, не дотягивало до пикового и производство обычных грузовиков.

ЗИЛ-130С выпускался в Чите до 1986 года, затем завод перешел из ведомства ЗИЛа в ведомство КАМАЗа и стал называться заводом по ремонту двигателей. Но в 1991 году завод стал самостоятельным подразделением, был преобразован в акционерное общество и начал строить планы по самостоятельному существованию. В 1991 году совместно с КНР пытались освоить производство кранов грузоподъемностью 10 тонн на базе КАМАЗов. Но спросом новые машины не пользовались, да и наладить бесперебойный процесс оказалось сложно: за три года было собрано всего 54 крана.

Так и не найдя свою нишу завод просуществовал до 2001 года, когда из-за долгов был объявлен банкротом. Помещения завода пришли в запустение, а позднее стали разрушаться, о былом величии напоминали лишь отдельные сохранившиеся атрибуты времен СССР.

-2

В 2013 году было объявлено о планах создать на территории бывшего завода крупный логистический центр с маленькими производствами. Но и этим планам сбыться было не суждено.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш блог, впереди будет много интересного!