Эпидемия бубонной чумы, захлестнувшей Европу в середине XIV века, унесла, по разным оценкам, от 30 до 60 миллионов человеческих жизней. Но неужели жители агонизирующей Европы ничего не пытались сделать с гуляющей по городам и весям смертью?
Царство небесное
За сто с лишним лет до начала эпидемии главной занозой для Святого Престола были катары – секта, исповедующая отличное от общепринятого канона христианство, за что и была признана еретической. Папа Римский даже был вынужден объявить против них Крестовый поход, фактически утопив Тулузу и Аквитанию в крови. Но с разгулом чумы этот бывший прежде непоколебимым авторитет церкви словно испарился.
По всей Европе стали возникать культы и секты, пытающиеся лечить болезнь «традиционными» методами. Чего только стоят шествия флагеллантов – религиозных фанатиков, активно практиковавших самобичевание.
Для такого своеобразного искупления грехов использовались плетки из трёх хвостов, на которых завязывались узелки, снабжаемые огромными, длиной в целый палец, иглами. Даже выдернуть такой инструмент обратно из спины стоило отдельных усилий! И это только самые известные, а ведь были сотни и тысячи им подобных по всей Европе. Ватикан смог побороть эти локальные ереси только после окончания бедствия, когда необходимость в них у людей пропала и они сами начали сходить на нет.
Назад на землю
Колоссальная потеря авторитета властью церковной дала возможность светской власти выйти на первый план и доказать, что она ничуть не хуже, а где-то даже и эффективнее. Так, именно городские магистраты приняли на себя основное бремя борьбы с эпидемией. А это было непросто – в условиях заражённого чумой средневекового города даже организация сбора трупов с улиц и вывоз их в место захоронения требовали недюжинных талантов. Создание специальных зон карантина для приезжающих, изолирование небольшого процента переболевших, даже разжигание костров на улицах, чтобы дым боролся с дьявольскими миазмами, – всё это ложилось на их плечи.
А простой люд в это время не дремал и занимался излюбленным по сей день делом – искал виноватых. Под раздачу традиционно попали евреи: погромы, а где-то и массовые сожжения иудеев стали обыденностью на время свирепствования поветрия.
Впрочем, доставалось не только им: в христианских королевствах Испании под горячую руку попали мавры, в восточной Европе – татары. Попутно случались и единичные случаи варварства: дома заболевших нередко заколачивали и приставляли к ним стражу, даже если внутри ещё были живые родственники, обрекая их на голодную смерть. Ну а в особо тяжелых случаях попросту сжигали без лишних церемоний.
Правосудие слепо
Конечно, с погромами, наносившими огромный урон невинным жителям, пытались бороться. И законодательно в том числе: Фридрих II, бывший в то время императором Священной Римской Империи, даже издал указ, запрещающий расправы над евреями.
Инициатива, безусловно, правильная и похвальная, но на практике этому указу мало кто следовал. Гонения на нацменьшинства затихли, то есть вернулись к обычным масштабам, только с окончанием эпидемии.
Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.
А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.
Смотрите также:
1. Пир после чумы: как черная смерть изменила Европу?
2. Лихое средневековье: охота на ведьм и любовь в конюшне
3. Где захоронен Чингисхан?
4. Какой была Анна Болейн - женщина, сводившая с ума английского короля Генриха VIII?
5. Игра престолов Древней Руси