Найти тему
Droider

Магия iOS: Как Apple подсадила всех на свою операционку?

Наверняка вы лично знаете несколько людей, которые никогда в жизни не пересядут с iPhone. Я долго думал, что это объясняется силой маркетинга, подсаживанием на экосистему, да что греха таить и продукты местами хороши. Но на самом деле тайное оружие Apple это iOS. При всей моей любви к Android я должен признать, что мобильная операционная система от Apple действительно крута. И сегодня я расскажу какими технологиями Apple подсаживает на свою операционку миллионы!

Начнем издалека. Помните несколько лет назад на Kickstarter выстрелил кубик со всякими кнопочками, кнопками, жмакалками также известный как Fidget Cube.Потом мир сошел с ума по спиннерам (кстати, кто хочет, мы нашли спиннер в Google). С одной стороны это абсолютно бесполезные вещи, а с другой они по какой-то странной причине заставляют людей подолгу в них залипать, снимают стресс, повышают концентрацию и вообще позволяют людям словить дзен, нирвану, невесомость и познавать бытие! Популярность у всех таких игрушек быстро приходит и уходит, и только у одной из них популярность растет из года в год! И это iPhone!

Вы скажете, Боря ты с ума сошёл?! Что есть такого в iPhone, что хотя бы отдаленно может напоминать спиннер? А я вам отвечу — iOS. Интерфейс этой системы спроектирован с прицелом на то, чтобы приносить пользователю удовольствие! Как они этого добились? Начнем с простого.

Жесты

iOS с первой версии задала высокие стандарты: была очень отзывчивой, какой-то удивительно естественной и живой что ли по сравнению со всем другим, что было на рынке. Но с выходом iPhone X и появлением новых жестов, система перешла на новый уровень органичности.

-2

Как они это сделали? Начнём с того, что взаимодействие с классическими интерфейсами можно назвать линейным. Сначала ты подумал, что хочешь сделать, принял решение, куда-то нажал и система тебе ответила. Такая логика интерфейса заставляет пользователя просчитывать всё наперед, и порой заставляет напрячь извилины. В iOS навигация работает параллельно с мыслями пользователя. Например, ты захотел перейти в режим многозадачности, но в процессе передумал и решил закрыть приложение. Это всё можно сделать не отрывая палец от экрана. В любой момент можно передумать и прервать анимацию. А самый ловкий сможет воспользоваться приложением, пока оно только отрывается. Особенно этот принцип хорошо работает на iPad — система буквально угадывает, что ты хочешь и подыгрывает тебе: если начать перетаскивать окно приложения, видно как система адаптируется под твои действия в зависимости куда ты тащишь окно: немного левее — открывается многозадачность — правее, всё исчезает и так далее.

Идём дальше: раньше в Android была кнопка “Назад”, а теперь появился и жест — свайп с правого и левого края.  Он очень полезный, но ты не всегда знаешь какой будет результат этого жеста. Либо ты вернёшься на уровень назад в приложении, либо закроешь приложение, либо вообще вернёшься в предыдущее приложение, с которого ты перешел в текущее. Как это понять и тем более запомнить — непонятно!

-3

Как это реализовано в iOS — просто: откуда пришли, туда и вернемся. Свайп сбоку — всегда делает одно действие, которое сопровождается правильной анимацией.

Но если интуитивность жестов это еще более менее абстрактная материя, то теперь перейдем к вещам, более наглядным.

Анимация

В iOS скроллинг, перетаскивание объектов и даже тапы спроектированы так, чтобы пользователь получал вознаграждение за свои действия. Ты прилагаешь небольшие усилия, а в ответ получаешь приятные глазу и душе анимации. Система в прямом смысле просчитывает силу твоего движения и предугадывает желаемый результат, как бы помогая закончить. Поэтому интерфейс ощущается лёгким, тактильным и идеально отлаженным.

-4

Вы скажете: что за воду он несет. Объясняю, как это работает? Например, у каждого элемента в интерфейсе есть свой виртуальный вес. Поэтому перелистывание между фотографиями и запущенными приложениями имеет разные анимации, приложения естественно тяжелее, и инерция перелистывания в этом случае больше. У разных элементов разный вес, Карл!

Плавность

И теперь, пожалуй, самое бомбическое. Вам никогда не казалось, что анимации в iOS какие-то слишком уж плавные? Я долго думал, что это маркетинг и самовнушение. Но сейчас докажу вам, что нет. Во-первых, в Apple всегда старались минимизировать задержку отклика на касания. Поэтому даже несмотря на то, что в новые iPhone 11 не завезли дисплей в 120 Гц, в iPhone XS скорость отклика всё равно быстрее, чем в том же OnePlus 7 Pro — 40 ms против 59 ms.
И теперь, пожалуй, самое бомбическое. Вам никогда не казалось, что анимации в iOS какие-то слишком уж плавные? Я долго думал, что это маркетинг и самовнушение. Но сейчас докажу вам, что нет. Во-первых, в Apple всегда старались минимизировать задержку отклика на касания. Поэтому даже несмотря на то, что в новые iPhone 11 не завезли дисплей в 120 Гц, в iPhone XS скорость отклика всё равно быстрее, чем в том же OnePlus 7 Pro — 40 ms против 59 ms.

Для справки:

  • ROG Phone 2: 25 ms
  • iPad Pro 11: 36 ms
  • iPhone XS: 40 ms
  • Pixel 3 XL: 50 ms
  • OnePlus 7 Pro: 59 ms
  • iPhone XR: 60 ms
  • Xiaomi Mi 8: 72 ms
  • Mate 20 Pro: 74 ms
  • Pixel 2 XL: 78 ms
  • Oppo Find X: 91 ms
  • OnePlus 6T: 101 ms
-6

В iOS, когда пользователь касается дисплея iPhone или iPad, система буквально сходит с ума: «Кто-то меня трогает! Срочно всё ставим на паузу и отдаём максимальный приоритет отработке касания». В Android отработка касания имеет такой же приоритет как и остальные процессы. Есть известный факт про то, что в Android его на уровне ядра невозможно уменьшить. В частности из-за этого невозможно сделать на Android нормальные музыкальные инструменты — задержка некомфортная.  По звуку проблему решили, начиная с android 7. Но, во-первых, это было поздновато. Во-вторых, чтобы всё нормально работало, и звук не лагал, разработчикам нужно что-то специально прописывать в приложении — а это заморочки. Собственно поэтому нормальных музыкальных приложений под Android как не было, так и нет.

А ещё Apple использует и другие грязные, а может и гениальные, приемчики, заставляющие тебя залипать в экраны их девайсов. Например в iOS, по умолчанию работает межкадровое размытие движения, т.е. Motion Blur.

-7

Потом они используют своего рода растягивание фигуры, например, когда открывается приложение. Это визуально сглаживает движение сильнее.

На самом деле Android уже умеет делать многие похожие вещи. Например при листании ленты. Но особенно хорошо видна разница на iPad Pro. И дело не только в 120 ГЦ. Всё, что двигается быстро — смазывается, т.е. используется размытие движения, это хорошо видно на контрастных иконках на iPad, когда перелистываешь экраны.

Выводы

-8

На самом деле я прямо сейчас чувствую как нагреваются кресла под фанатами Android. И под моим, честно говоря, тоже. В итоге, благодаря, какому-то параноидальному вниманию к деталям и буквально материнской заботе о пользовательском опыте Apple создала самую тактильную, приятную в использовании и аддиктивную игрушку на планете — iOS. Со временем Android многие эти подходы использует и адаптирует, а иногда даже создаёт свои собственные. Но это не отменяет факта, что Apple молодцы!

Благодарим за помощь в создании материала Антона Евстратенко.