Найти тему
Евгений Михайлов

Почему лозуг "Землю крестьянам" был обманом народа

По двум основным причинам. Во-первых, земля в России к 1917 г. и так уже была в основном у крестьян. Крестьяне это одно из тогдашних сословий. Хотя сословное деление во многом уже носило довольно условный характер, тем не менее подавляющее большинство крестьян жило в деревне и занималось сельскохозяйственным трудом. На надельной земле (то есть земле крестьянских обществ, которая разделялась между крестьянами поровну в рамках общины, после 1906 г. активно шёл процесс выдела крестьян из общины, но он ещё только разворачивался) и на частной земле, принадлежавшей крестьянам, купленной, полученной выделом или другим путём. Кроме крестьян землей владели и лица других сословий, прежде всего бывшие помещики. Также была земля и у государства, в основном леса.

Если говорить о земледелии, то Россия была страной мелкокрестьянского землевладения. В 1905 г. бывший министр земледелия и известный учёный аграрник Александр Сергеевич Ермолов опубликовал расчёт по владению землей по Европейской России, где и было сосредоточено в основном и население, и земледелие. Государство владело казенными, удельными и кабинетскими (на Алтае) землями, всего на 1901 г. - 112 280 тыс. десятин (десятина это 1.1 гектара). Но это в основном северные леса. Непокрытых лесом и годных под распашку было всего 4.2 млн. десятин, причём 3.7 млн. уже были в аренде у крестьян.

Удельных земель было значительно меньше - 8 025 тыс. десятин, из которых 5 930 тыс. тоже леса, а около 2 млн. десятин также в аренде, главным образом, у крестьян. Было также некоторое количество монастырской земли (451 тыс., из них леса -230 тыс.) и земель притча (1 млн. 672 тыс.), которые служили для содержания церковных приходов. Также было ещё ок. 8 млн. земель городских и казачьих запасных. В целом, можно было мобилизовать для раздачи максимум 6 млн. десятин на 1905 г.

Часто пишут, что казенных и удельных земель было 152 млн. десятин, но это не только леса, но и неудобья, непригодные для хозяйственного использования. Удобной земли было у государства в Европейской России 120 325 тыс., а более-менее подходящей физически для дополнительного наделения 6 млн., каковая активно и выделялась по возможности, так как как раз с 1906 г. резко усилилась поддержка государством колонизации как в Европейской, так и особенно в Азиатской России.

Следующая категория землевладельцев - частные хозяева. Им принадлежало на 1877 г. 105 626 тыс. десятин. В том числе сами крестьяне, так как они уже в 1877 г. владели на частном праве 12.5 млн. десятин, а к 1905 г. к ним перешли ещё 9 млн. десятин. Таким образом, на владельцев некрестьян, принадлежавших к другим сословиям приходилось 84 126 тыс. десятин. Причём, леса 38 313, неудобий - 11 320 700 десятин. То есть реально земли, пригодной для хозяйственного пользования - ок. 35 млн. десятин.

Теперь сравним с крестьянской землей. Крестьянам принадлежало в 1877 г. 142 562 700 десятин надельной земли, плюс 12.5 млн. земли купленной на тот момент, плюс 9 млн. к 1905 г., плюс много миллионов земли купленной после 1905 г. и полученной при колонизации. Несколько млн. десятин это также леса и неудобья, но в подавлящей части это пашня. Разница в несколько раз. Вывод очень простой - раздел некрестьянской земли между крестьянами не мог привести к серьёзному увеличению земли у крестьян. Тем более при том быстром приросте населения, который был тогда в России. И не привёл. Ведь по факту передела земли в 1918 г. увеличение составило в среднем 16-17%. Никакого улучшения не получилось, напротив быстро докатились до разрухи, голода и катастрофы в Поволжье в 1921 г.

Второй причиной почему этот лозунг был обманом, было то, что передел был невыгоден не только народному хозяйству в целом, но и самим крестьянам. Так как частные владельцы, особенно, те, кто вёл собственное хозяйство, вели дело эффективнее, у них была больше урожайность, а также были многочисленные перерабатывающие производства. Поэтому частные владельцы давали крестьянам большой заработок, причём это был чистый доход. Если на своём участке крестьянин должен был много вложить, чтобы потом получить деньги от продажи на рынке продукции, то у частного хозяина он сразу получал зарплату, что было особенно выгодно не в сезон, так как сельское хозяйство в России носило сезонный характер и значительную часть времени работы не хватало.

Так что землю крестьянам дали, но давать было не нужно, да и потом Советы отобрали не только то, что дали, но вообще всю землю у крестьян. И платили трудоднями, крестьяне спасались оставшимися у них огородами. А не надо было жадничать.