Найти тему
musicstand.ru

Я гениален , как никто, и прах мой долго будут ворошить

Имя Сергея Рахманинова часто ассоциируется с его инструментом: фортепиано;

Однако Рахманинов также проявлял большой интерес к опере и песне и даже пробовал себя в этой ипостаси

Начало 1900-х годов, ему 27 лет.
Начало 1900-х годов, ему 27 лет.

Пианист или композитор?

Многие ответят "оба!" Тем не менее, в случае с Рахманиновым однозначного ответа не существует.

На протяжении всей своей жизни Рахманинов был вынужден совмещать свою карьеру (виртуозного) пианиста с работой композитора. Хотя регулярные концертные гастроли позволяли Рахманинову пианисту зарабатывать на жизнь и содержать жену и двух детей, они ограничивали творческие возможности Рахманинова композитора.

Чайковский: кумир и наставник

Первым, кто сразу же осознал потенциал Сергея Рахманинова в Московской консерватории, был не кто иной, как Петр Ильич Чайковский . Уважаемый композитор был учителем с монументальной репутацией и авторитетом: поэтому такая поддержка была бесценной для молодого Рахманинова.

Однако Рахманинов ненадолго заручился поддержкой Чайковского после окончания консерватории, так как русский композитор скончался год спустя в 1893 году (при, казалось бы, загадочных обстоятельствах). Глубоко тронутый такой потерей, Рахманинов посвятил свое трио Элегия № 2 великому композитору.

Литературный поклонник

Как и его предшественники, Рахманинов был большим поклонником литературы, хотя, предпочитал , конечно, русскую литературу. Но с большой страстью изучал работы Виктора Гюго, в надежде найти вдохновение в Нотр-Дам де Пари (проект, от которого он позже отказался).

И все же его встреча с одним из величайших русских писателей, и Львом Толстым , оказалась катастрофической.

Толстой , как правило находился в мрачном состоянии , все предавал анафеме и клеймил позором. Все было не так и не эдак. Человек он был прямой , поэтому Шекспир ему противен был, от Горького изжога, а пьесы Чехова годились лишь на растопку.

Поэтому когда Рахманинов вместе с Фёдором Шаляпиным, с которым они приятельствовали, появился у Толстого, его участь была предрешена. Шаляпин спел , а Рахманинов исполнил несколько своих произведений.

Публика была восхищена и неожиданный экспромт встретили аплодисментами.

Толстой, напротив, сидел насупившись, и хмуро прихлебывал из чашки. Вниманием не удостоил, и вообще, интереса не проявлял .

После чего, подошёл к Рахманинову и импульсивно произнёс: — Бетховен — это вздор! Пушкин, Лермонтов — тоже!

Крах первой симфонии

Рахманинов был чувствительным, тревожным и чрезвычайно самокритичным персонажем. Любая критика и неприятие его современниками были тяжелым ударом для композитора, и провал Симфонии № 1 вверг Рахманинова в глубокую депрессию, которая длилась почти три долгих года.

Здесь не было его вины: условия для премьеры Симфонии № 1 (1897) были по меньшей мере неблагоприятными. Премьера состоялась в Санкт-Петербурге. Многие мемуаристы Рахманинова (Е. Крейцер-Жуковская, А. Хессин, А. Оссовский) обвиняют дирижера Александра Глазунова в неудаче и в том, что за пультом он был пьян.

Депрессия и гипноз

После провала Симфонии № 1 в 1897 году Рахманинов был еще молод (всего 24 года), но уже сломлен и растерян. Он подверг сомнению все, включая его призвание композитора, и его единственная музыкальная деятельность состояла в том, чтобы иногда посещал частную оперу Саввы Мамонтова в Москве.

Доктор-психотерапевт вылечил  сильное душевное расстройство композитора.
Доктор-психотерапевт вылечил сильное душевное расстройство композитора.

Композитор обратился за помощью к Николаю Далю , талантливому неврологу и гипнотизеру, которому удалось вдохновить композитора и вызвать в нем новую волну гениальности. В период с января по апрель 1990 года Рахманинов ежедневно посещал доктора и в конце концов сумел окончательно завершить партитуру для своего Концерта для фортепиано с оркестром № 2 (1901).

Успешная премьера произведения ознаменовала возвращение Рахманинова.

Дирижер от бога

Мы знакомы с Рахманиновым, пианистом-виртуозом, Рахманиновым с композитором, но мы менее знакомы с Рахманиновым дирижером. И все же его элегантный стиль дирижирования был оценен современниками.

В 1904 году Рахманинов принял должность музыкального директора Большого театра (в основном по финансовым причинам). « Я никогда не забуду исполнение « Симфонии Чайковского № 5 Рахманиновым» , - писал композитор Николай Метнер в статье, опубликованной в 1933 году. « Мы смогли услышать произведение, как будто впервые ».

Две оперы

Рахманинов не ограничивал себя только тем, что писал для своего любимого инструмента - фортепиано. Он также оставил после себя четыре законченных лирических произведения, а его первая опера "Алеко" даже принесла ему золотую медаль за сочинение в Московской консерватории в 1892 году.

Естественная склонность Рахманинова к сентиментальности и романтизму была подвергнута широкой критике . Важно помнить, что на рубеже 20-го века музыкальные предпочтения были обращены к модернизму и всяким авангардистским вещам. Стравинский , Прокофьев , Дебюсси. Эти композиторы бросали вызов , а откровенно романтические произведения Рахманинова изображали композитора как несколько унылого и устаревшего в глазах критиков.

Рахманинова особенно критиковали за сочинение «легких» произведений, которые были «слишком популярны»: несмотря на теплый прием публики. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был раскритикован прессой после его премьеры в 1901 году за чрезмерно романтическую натуру, «сочащуюся» чувством. К счастью, сегодня произведение заслужило свое место в пантеоне величайших произведений для фортепиано, и его можно услышать даже в различных саундтреках к фильмам, включая «Зуд седьмого года» (англ. The Seven Year Itch) 1955 г. с Мэрилин Монро .

«Зуд седьмого года» (англ. The Seven Year Itch) — американская кинокомедия 1955 года режиссёра Билли Уайлдера. (Иногда переводится как «Семь лет желания», «Семилетний зуд»). Экранизация пьесы Джорджа Аксельрода.

Виртуозность- имя ей вечность!

После революции 1917 года Рахманинов, его жена и двое его детей покинули Россию и переехали в Соединенные Штаты. Новая жизнь для музыканта: он почти полностью перестал сочинять и посвятил себя карьере пианиста, для того , чтобы содержать семью.

Осознанный выбор или необходимость?

Как бы то ни было, репутация Рахманинова как легендарного пианиста-виртуоза следовала за ним везде, где бы он ни был, будь то Англия, Франция или США. Эту виртуозность можно услышать и по сей день: почти 10 часов фонографических записей Рахманинова сохранились .

Тень смерти

Сергея Рахманинова всегда преследовала мысль о смерти. Война и потеря его близких (особенно его двоюродного брата в 1909 году ) постоянно омрачали его мысли.

Рахманинов скончался 28 марта 1943 года от рака легких. Натурализованный американский гражданин, он был похоронен в штате Нью-Йорк, далеко от своей родной России, родины, чья память прожила музыку композитора и его повседневные мысли.