Сотню лет тому назад, глянув на Россию и, прифигев от того, что может сотворить с государством кучка недовольных несправедливостью мироустройства пролетариев, дальновидные политики отодвинули классические идеи капитализма и стали наперегонки внедрять в своих странах элементы социальной заботы о населении, пока, не дай бог, местные работяги не опылились от российских и не перевернули государство с ног на голову.
В итоге, пусть не через интернационал, так негативным собственным примером, Россия привела к глобальному распространению социалистических идей, показав, что если вовремя не попустить вожжи капитала, то в итоге плохо станет и левым и правым и даже тем, кто посерединке.
Один из главных элементов современной социальной стабильности – пенсионная система. Увы, если отдать формирование пенсионных накоплений на откуп самого населения, то реально откладывать деньги на немощную старость будет не более чем треть людей. Вот и приходится каждому государству выдумывать систему, чтобы остальные 66,66% стариков не попрошайничали на улицах, не были существенной обузой собственным детям, а худо-бедно существовали на ранее отобранные у них же деньги.
И всё бы ничего, и работала бы такая система, но уж больно она нестабильная вышла – с одной стороны будущие пенсионеры шумят: «Отдайте, мол, нам эти деньги. Мы их лучше заинвестируем!». С другой – пенсионные фонды очень лакомым кусочком получились. Лакомым и для нечистых на руку чиновников и для инвестиционных планов государей, для которых уж очень часто в 21 веке стал вставать выбор между строительством новой дороги или моста и дополнительной тарелкой супа для каждого пенсионера. Дорога-то она тоже всем нужна, а пенсионерам много кушать вредно, в конце концов.
И тут я совсем не про Россию. Такая проблема характерна для всех стран, когда-либо создавших государственнуюпенсионную систему. Создавших, а потом до бесконечности её реформирующих. Засим, Колобок открывает цикл статей о пенсионных реформах в странах мира. Удалось ли кому-то создать удобоваримую пенсионную систему? Нужно ли рубить руки тем, кто хочет поживиться в общем котелке? И есть ли надежда на то, что российский социальный опыт лет через 30-50 будут рассматривать не только с точки зрения «как делать нельзя»?
Начнём мы наше путешествие по пенсионным системам и пенсионным реформам с Норвегии.
Средняя пенсия в Норвегии: около 150 тыс. руб., минимальная – 110 тыс. руб.
Средний пенсионный возраст в Норвегии: 67 лет и для мужчин и для женщин.
Впрочем, не нужно обольщаться, Норвегия очень дорогая страна. Вторая в мире по индексу «Биг Мака» и для того, чтобы привести к российским покупательным реалиям, эти высокие пенсии можно смело делить на два. Впрочем, даже после такого деления пенсионерам останется немало.
Чем же норвежские пенсионеры обязаны такому счастью? Ключевых момента три: огромные запасы нефти при относительно небольшом населении, грамотное государственное администрирование и практически нулевая коррупция.
Основы пенсионной системы Норвегии заложены ещё в 1967 году и к сегодняшнему дню система обросла множеством условий и ограничений, среди прочего дающим работнику выбор – отчислять побольше и уйти на пенсию помоложе или работать пока хватит сил, но зато жить «на всю катушку». Отчисления в пенсионный фонд составляют от 11 до 20 от дохода. Часть платит сам работник, другую часть – работодатель. Персональные пенсионные планы в Норвегии тоже существуют, но, как и в России, в основном на бумаге. Очень малая доля населения их использует.
Но этими сборами доходы пенсионного фонда Норвегии не ограничиваются. Есть у него и вторая часть, известная как Нефтяной фонд Норвегии, который был создан в 1990 году для размещения избыточных доходов от продажи нефти. На сегодняшний день этот фонд владеет 1,3% всех акций мировых компаний, среди которых немало и российских. Доля акций на счетах фонда – около 70%. Для сравнения – доля акций на счетах пенсионного фонда России менее 3%, чувствуете разницу? То есть у среднего норвежского пенсионера больше акций российских компаний, чем у среднего россиянина.
Впрочем, есть и минусы у такой системы. Например, в Норвегии сравнительно плохо развита система частных инвестиций. Население не знает ни о каких финансовых инструментах, кроме, пожалуй, банковских вкладов. Впрочем, им это и не нужно – курс норвержской кроны стабилен, а случись что неприятное, система соцзащиты позаботится.
Но о нас с вами, никто, увы, не позаботится, вот и приходится разбираться с инвестиционными инструментами самостоятельно и основательно. А лучше с нашей помощью – обращайтесь на mlarv за консультациями.