Найти тему

Самооценка ребёнка из неполной семьи

Каждая семья – это маленький мир. Со своей структурой, правилами, моральными принципами и устоями. Первые примеры для подражания, реакции родных и близких на поступки воспринимаются ребёнком именно в этом мире. Ведь у него ещё нет личного опыта. Так начинают формироваться личностные качества, нравственные и духовные ценности, самооценка. Ребёнок вырастает, но это остаётся в нем на всю жизнь.

Немного о самооценке

Самооценка ребёнка - это его отношение к себе, представление о себе. Обычно рассматривают два вида самооценки – высокую и низкую. Наиболее правильно определить уровень самооценки может только психолог, но иногда результат заметен даже людям непосвященным. Формируется самооценка под влиянием нескольких факторов:

· стиль семейного воспитания;

· количество детей в семье;

· очерёдность рождения;

Есть ещё один важный фактор. Самооценка зависит от того, в какой семье воспитывается ребёнок – полной или неполной. Полной семья считается, если у ребёнка присутствуют оба родителя. Неполной, если у ребёнка только один из родителей. К сожалению, последний вариант таит в себе немало опасностей, связанных с формированием самооценки у ребёнка.

Что происходит в неполных семьях

По данным статистики, уровень самооценки детей из неполных семей часто занижен. Большая доля попыток суицида приходится на подростков из таких семей. С чем это связано? Из-за неполной семьи происходит деформация ценностных ориентаций ребёнка и его образа жизни в целом.

Неполные семьи не редкость в наше время. Причины различны. Смерть одного из родителей, ребёнок рождённый вне брака, но чаще всего причина неполной семьи – развод. Именно последний вариант наиболее сложен для ребёнка. В любом возрасте развод - серьёзная травма для детской психики. В зависимости от возраста, ребёнок испытывает разные чувства и эмоции:

1. В дошкольном возрасте – страх, чувство вины за расставание родителей. Они считают, что совершили что-то очень нехорошее, поэтому это произошло. Всё чаще возникает мысль о собственной неполноценности. Они понимают, что любовь – чувство проходящее и боятся вслед за первым потерять и второго родителя.

2. В младшем школьном возрасте ребёнок уже не винит себя, но испытывает чувство стыда. Это чувство вызвано тем, что отец отказался от него, значит он не нужен. Подобные мысли приводят к понижению самооценки.

3. В 13-18 лет стыд уступает место обиде. Ребенок испытывает злость на одного или обоих родителей. Эмоциональная нестабильность, повышенная чувствительность, нерешительность, пугливость, низкая самооценка – вот неполный список последствий.

Условия жизни и воспитания в неполной семье тоже отличаются. Материальные и бытовые проблемы ложатся на плечи одного человека, как правило матери. Она пытается заменить ребёнку обоих родителей. Из-за большой нагрузки, эмоциональной и физической, усталость, раздражение, негативные эмоции часто проецируются не детей. Ребенок начинает чувствовать себя ненужным. Бывает и наоборот. Мать окружает ребёнка чрезмерной опекой, что приводит к искажению самооценки. И в том и в другом случае поведение матери негативно влияет на психику и самооценку ребёнка.

Но неполная семья - не приговор. Если ребёнок будет чувствовать, что он любим и важен, уровень самооценки восстановится. Поддержка, разговоры и обсуждение проблем на понятном ему языке, активная социальная жизнь – вот то, что ему действительно необходимо.