Найти тему
Шизополис таймс

Толстовство Кинга младшего

Закари Куинто сыграл нового злодея.
Закари Куинто сыграл нового злодея.

Джозеф Хиллстром Кинг, сын Стивена Кинга, взяв псевдоним Джо Хилл, в честь американского борца за права рабочего класса, продолжил магистральную тему творчества своего отца – жизнь и проблемы простых американцев в жанре хоррор. Самостоятельно добившись литературного признания, он стал достаточно популярен, чтобы им заинтересовались кинокомпании – сперва были экранизированы "Рога", а в этом году на канале AMC вышел сериал "NOS4A2", в России более известный как "Страна Рождества". Средней жутковатости версия "Питера Пена", с изрядными вкраплениями фирменного Кинга старшего, от "Кристины", до "Оно" и внушительным багажом социалистических идей.

Сюжет фильма ощутимо расходится с романом, сохраняя сходство в основных деталях, характерах героев и фабуле повествования. Прежняя ключевая нить, Вик МакКвин, девочка из неблагополучной провинциальной семьи, пытается остановить загадочного водителя Роллс-Ройса Рэйф 1938 года, который "спасает" детей от дурных, по его мнению, родителей. Чарли Мэнкс, злодей, в роли которого известный по Сайлару из "Героев" Закари Куинто, совсем не похож на инфернальную тьму Стивена Кинга, антагонист, нарисованный его сыном, скорее жалкий, чем жуткий. По сути дела, он просто пытается выжить любой ценой, только вот цена оказывается очень высока – души детей, отправившихся на прогулку в Страну рождества. Вик МакКвин, напротив, очень кинговская героиня, нарезанная по кусочкам из разных романов, аккуратно склеенная в собирательный образ юной девушки из романов знаменитого автора американского хоррора.

Однако кино смещает основной акцент с истории о похитителе детей и атрибутики литературы ужасов в сторону социальных тем, главной из которых становится доступность высшего образования в Америке. Юная героиня несмотря на свои сверхспособности, талант художника, поддержку обеспеченных друзей, не в состоянии вырваться со своего социального этажа и поступить в школу искусств. Она навсегда там, за железобетонными социальными перекрытиями, прикованная к своему месту в обществе отцом бездельником, матерью задавленной бытом, приятелем наркоманом, которые любят её, искренне желают лучшего, но всё равно становятся тем грузом, который не позволит ей оттолкнуться ото дна.

Можно ли назвать "Страну Рождества" фильмом ужасов? Разве что с большой натяжкой, поскольку он совсем не страшный, а это весьма важная часть жанра. Элементы хоррора второстепенны, замылены, подчас кажется, что в фильм они прокрались по недосмотру, контрабандой проникнув из оригинального романа. Даже сцены, которые по идее должны пугать, выглядят проходными и малозначительными, заметно уступая тому, что страшит американского зрителя гораздо больше. Выходящие из строя социальные лифты. Нет денег, нет образования, нет будущего, даже хуже, нет никаких шансов на будущее. Рождение в семье, принадлежащей рабочему классу, сами своим фактом определяет судьбу ребенка, все двери к перспективной карьере заперты, из-за постоянно дорожающего образования, всё менее доступного для молодых людей, которым не могут помочь родители, хотя бы поручительством за кредит.

Возможно, Кинг младший сгущает краски, возможно всё не так ужасно, тем не менее, эта тенденция общемировая, период либеральных межклассовых отношений, характерных для второй половины двадцатого века, подходит к концу. Изменяющийся мир выстраивает новые социальные классы и возводит между ними новые стены, прочные и неодолимые. А творчество Джо Хилла на этом фоне выглядит эдаким толстовством, помноженным на мертвую американскую мечту. Но толстовство Кинга младшего, не идейное, а коммерческое. Дескать – эй, народ, я с вами, я такой же как вы! И этот приём, судя по всему, работает: ровно также, как и рэперы миллионеры, рассказывающие про тяжелую жизнь в гетто, сидя в желтом Ламборгини, Хилл повествует о безысходности существования нового поколения бедных в США. И Хилл действительно становится выразителем чаяний большой социальной группы населения Западного мира. Людей, которых нельзя назвать нищими, поскольку они не живут в острой нужде, есть крыша над головой, авто, средства на еду, одежду и кое какие развлечения, но перспектив нет, по изложенным выше причинам. Единственное их будущее – уныние бесцельного существования в условиях ограниченного комфорта и разлагающее душу понимание того, что подобная судьба ждёт и их потомков.