Последние исследования психологов говорят о росте уровня тревожности среди пользователей Инстаграма. Люди сравнивают себя с глянцевой картинкой, и сравнение — не в их пользу.
Как и у многих девушек, у журналистки Лены был свой аккаунт в Инстаграме. Милые фотографии, 1000 подписчиков — в какой-то момент это положение дел перестало ее устраивать. Девушка поставила себе цель: стать лидером мнений среди своей аудитории.
«Я придавала слишком много значения тому, кто заходит на мой аккаунт и смотрит мои посты и сторис». Лена начала публиковать фотографии «бесплатных подарков» для активных подписчиков, чтобы число ее пользователей росло. «Вместо того, чтобы делать важные звонки по работе, я маниакально отслеживала реакцию людей на новый пост».
Лена взяла паузу в Инстаграме в 2017 году. Пауза длилась 9 месяцев и в тот период она чувствовала себя лучше, чем когда сходила с ума от очередной «отписки». Но через 9 месяцев Лена приняла решение уйти со своей должности в журнале на полный фриланс и — возобновила свой блог в Инстаграме. Теперь она в безумном ритме листает ленту с фотографиями, отодвигая важные проекты на второй план.
«Я не буду обманывать и говорить, что я не сравниваю себя с другими. Я делаю это каждую минуту. Кто-то покупает товары, которые тебе не по карману. Кто-то заводит знакомства, которые тебе недоступны. Это гонка, которую мне никогда не выиграть — и длится она всю жизнь. Иногда я чувствую, что не смогу выйти из игры, даже если захочу».
На сегодняшний день в Инстаграме 1 млрд пользователей, половина из которых ежедневно использует платформу, чтобы опубликовать фотографии. Самый крупный возрастной сегмент — 18-24. Психологи сходятся в мнении о том, что Инстаграм оказывает более сильное психологическое воздействие на мозг, чем другие социальные сети. Из-за акцента на фотоконтент пользователи склонны больше сравнивать себя с другими людьми, что для многих оборачивается депрессивными состояниями.
Авторы исследования говорят о том, что сравнение себя с другими — это нормально для человеческой природы. Но Инстаграм показывает реальность в искаженном варианте, тем самым ломая наш сравнительный радар. Ты открываешь Инстаграм — и видишь идеальные снимки, пытаясь понять, насколько они правдивы. Из-за искажения чувства реальности мы приходим к осуждению себя как не дотягивающего до уровня того контента, который мы поглощаем, общаясь в социальной сети. Крупные блогеры зависимы от инста-реальности больше, чем обычные пользователи, для них Инстаграм — это заработок. Ежегодно бизнесы тратят около 1 млрд долларов на рекламу у блогеров. Многие из них рассказали, что переживают нечто похожее на «подмену личности». Долгосрочные эффекты использования Инстаграма пока непонятны. Но психологи рекомендуют помнить о том, что Инстаграм не отражает объективную реальность, являясь «идеальным миром» несуществующих инста-людей.
Как ты считаешь — есть ли психологическая зависимость от соцсетей?