Предпоследнюю книгу цикла “Les Cités obscures” представляет собой двухтомник под интригующим названием “La frontière invisible” (“Невидимая граница”).
О чем? Молодой картограф Ролан де Кремер прибывает в Центр Картографии Содровно-Волдаши, куда его распределили по окончанию обучения. Радужные мечты начинающегося специалиста о престижной работе в великолепном храме науки разбиваются вдребезги уже на входе в здание. Мало того, что Центр расположен в богом забытой пустыне, так еще и пребывает в ужасающем состоянии: стены осыпаются, люди увольняются, помещения пустеют, задачи мельчают. Однако разочарование де Кремера быстро сменяется увлеченностью работой под чутким руководством мечтателя от науки “месье Поля”, который уверен, что в картографии главное — не факты, а стоящие за ними истории и верования. Возможно, Ролан и нашел бы свое незамысловатое картографическое счастье в стенах Центра, если бы дела внезапно не приняли трагический оборот. Для большинства тайных городов настали сложные времена, на фоне которых военное руководство Содровно-Волдаши принимает решение расширить границы за счет ослабевших соседей. Значение Центра Картографии резко меняется, — и из захудалого и всеми забытого учреждения он превращается в стратегически важный объект. А параллельно становится ареной, на которой разыгрываются человеческие трагедии. Спойлер: пострадают все, но больше остальных главный герой.
Лейтмотив границ, новых и старых, реальных и желаемых, видимых и невидимых, постоянно возникает по ходу повествования. Агрессивное расширение границ Содровно-Волдаши. Изначальные границы территории, запечатленные в форме родимого пятна на теле любимой женщины де Кремера. Неудачная попытка выйти за пределы конфедерации городов. Предупреждение сторожа Центра о том, что помещения здания спроектированы без барьеров и перил, как будто нарочно для того, чтобы люди научились чувствовать границы… В условиях брошенного судьбой вызова главный герой пытается нарушить практически все границы, но в результате разрушает не только едва зародившуюся карьеру, но и хрупкие отношения с любимой женщиной.
Я тут бодро так расписалась, но, честно говоря, до конца не уверена, что именно это и имели в виду авторы. Произведение кажется глубже и многограннее того, как я его обрисовала. Наверное, следует еще немного поразмышлять над прочитанным!
Интересно. Прототипом для Ролана де Кремера послужил старший сын Франсуа Скоитена — Гарольд. Не картограф, однако!
Лирическое отступление. По ходу чтения “Падающей девочки” и “La frontière invisible” у меня возникли некоторые подозрения относительно Содровно-Волдаши. Надо сказать, в путеводителе по тайным городам эта территории описывается как единственная конфедерация городов, отличительной особенностью которой является крайне агрессивная политика и постоянные бунты местного населения. Незатихающая милитаристическая риторика, железный занавес, экономическая автаркия, политические репрессии своих же граждан, название столицы на –град, характерная купольная архитектура… Ничего не напоминает?