Начиная с 27 сентября 2019 года на всей территории России начинает действовать Постановление правительства №658 от 25.05.2019 года. Документ утверждает правила для регистрации беспилотных летательных аппаратов массой от 250 граммов и требования по их учёту.
С чего всё начиналось?
Сейчас модно ругать власти за попытки что-то запрещать, но в мире действуют точно такие же требования. Если вы владеете БПЛА, его нужно регистрировать, а запуски согласовывать с контролирующими организациями. Иначе получите крупный штраф и проблемы с законом. Поэтому отечественные законодатели не изобрели велосипед, а лишь приблизили российское законодательство к общемировому, опираясь на практику зарубежных коллег.
Второй момент – в статье 32 Воздушного кодекса России чётко прописано, что любая авиамодель, дрон, квадрокоптер, это беспилотный летательный аппарат, а его владелец назван термином «внешний пилот». Там же указано, что хозяин за такую технику несёт полную ответственность.
Дроны набрали массовую популярность, и их начали запускать повсеместно. Зачастую, с грубыми нарушениями. После того, как коптеры стали появляться над закрытыми и охраняемыми объектами, снимать на видеокамеры то, что снимать запрещено, чиновники решили несколько упорядочить владение такой летательной техникой.
Так что теперь внимательно смотрите на ТХ дрона, указываемые производителем. Даже если покупаете управляемую игрушку малолетнему сыну. Всё, что находится в пределах от 0,25 до 30,0 кг, регистрируется по упрощенной программе. Более крупные БПЛА нужно регистрировать через Росавиации. Там же согласовывается схема полётов, маршруты и прочие детали. Иначе вам попросту не позволят запускать дрон. Конечно, его вряд ли станут сбивать ПВО, но проблем у вас однозначно прибавится.
К слову, рекомендуем внимательно прочитать текст самого постановления на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта favt.ru. Причём сделать это стоит до того, как вы приобретёте дрон и начнёте его эксплуатацию.
Как провести регистрацию коптера?
Чиновники предлагают два варианта. Первый – написать заявление на упомянутый выше ФАВТ. Второй – через «Госуслуги». Там пока не сделали нормально оформленную вкладку, но уже есть список со сроками и прочей важной информацией.
Вам потребуется:
· Скачать на сайте Росавиации образец бланка заявления и заполнить его по форме.
· Сфотографировать ваш беспилотный аппарат.
· Указать подробную информацию о БПЛА – точное заводское название, серию, номер, а также количество и тип двигателей.
· Сообщить данные о производителе, включая юридический адрес компании.
· Написать свои личные данные – ФИО, номера СНИЛС, паспорт, дата, место рождения и регистрации. Для юридических лиц – сведения о вашей регистрации, другие данные о компании.
Если вы регистрируете несколько дронов, то здесь есть определенные нюансы. Например, если они одинаковые, то вы пишете одно заявления. Для разных моделей придётся оформлять каждую отдельно.
По данным, указанным на странице портала Госуслуги, срок регистрации составляет до 24 рабочих дней. Поданные гражданами и юрлицами заявления регистрируются в базе в течение 15 минут.
По итогу обращения вы получаете разрешение либо отказ в регистрации. Отказать могут в ряде случаев. Например, если поданы не все документы или в процессе оформления были допущены какие-либо нарушения регламентов. Если сложностей не возникло, вы получаете на каждое беспилотное воздушное средство индивидуальный регистрационный номер, который требуется нанести на корпус. Требование обязательное. Если вас захотят проверить, а номера на дроне не будет, грозит штраф.
Следующий не менее важный момент касается снятия с регистрации. Если, к примеру, у дрона изменились технические характеристики или он выведен из строя и не будет далее эксплуатироваться, нужно подать в ведомство заявление о снятии с учёта. В нём указывается регистрационный номер БПЛА и причины обращения. Разумеется, сделать это можно только с момента, когда закон вступит в силу. То есть, не ранее 27.09.2019.
Сроки и нюансы регистрации
В любых регистрационных процедурах есть одно общее правило – делайте всё вовремя. Для постановки коптеров на учёт установлен срок в десять рабочих дней с момента покупки или ввоза на территорию РФ, если устройство приобреталось в другой стране.
Если летательный аппарат собран вами самостоятельно, его тоже придётся зарегистрировать до того, как вы запустите его в воздушное пространство. Вот тут авиалюбителей ждёт немало сюрпризов. С одной стороны, им нужно как-то проверить, работает ли их девайс вообще. С другой, запуск без разрешения автоматически считается нарушением законодательства. Поэтому проще всё-таки перестраховаться.
К слову, если заявленные параметры вашего беспилотного устройства не соответствуют действительности, в регистрации вам откажут. Также от ворот поворот ждёт граждан, которые уже нарушали законодательство в сфере управления воздушным транспортом. Не повезло и тем россиянам, которые состоят на учёте у нарколога или психиатра. Впрочем, служба присылает письмо с подробным объяснением причин. Так что вы всегда знаете, можно ли проблему решить.
Разрешения, запреты, штрафы на примере Москвы.
Итак, что же на практике? Минтранс внёс поправки в законодательство. Точнее, пока подал на рассмотрение. В них указано, что на высоте 150 метров и расстоянии не менее 50 от людей можно будет летать без специальных разрешений. Но это распространяется исключительно на зоны, где полёты разрешены в целом.
А где летать нельзя? Например руководство города запрещает полёты летательных средств, как пилотируемых, так и беспилотных в пределах внутренней границы столичного МКАДа. Если вы запускаете БПЛА за МКАДом, обращайтесь за разрешением.
Вспоминая опыт британских коллег, наши чиновники сразу запретили полёты в диспетчерских зонах, на территории гражданских, военных и учебных аэродромов. Тут стоит отдать должное властям – лучше перестраховаться, чем потом объяснять, почему задержан какой-то рейс, и люди потеряли время и деньги.
Если запуск запланирован в разрешенных Минтрансом зонах, отправляйтесь в Департамент региональной безопасности за соответствующим документом. В заявлении традиционно указываются личные данные (ФИО, СНИЛС, паспорт, прописка), телефон, Email.
· Нужно сообщить, когда, где и на какой высоте будет запускаться аппарат. Не забудьте уточнить продолжительность такого полёта.
· Ещё один важный момент касается видеосъёмки. Если планируете снимать, этот факт требуется упомянуть в заявлении.
· Перед запуском свяжитесь с зональным центром организации воздушного движения. Диспетчеры проверят, насколько безопасен выбранный маршрут, и не будет ли на пути других летательных аппаратов.
За нарушение этих требований граждан ожидают крупные штрафы, а в отдельных случаях могут привлечь к ответственности.
Итак, что же будет, если вы имели наглость нарушить описанные правила? Санкции со стороны контролирующих организаций можно получить в ряде случаев. Например, если вы летаете в зонах, где полёт запрещён или вообще не зарегистрировали квадрокоптер. Помните, что на вас банально могут заявить, записать факт нарушения на видео или его снимет камера в городе.
В случае фиксации нарушения со стороны физического лица выписывается штраф до 50000 рублей. Для юридических лиц, организаций, сумма будет больше.
Ещё одна важная деталь, связанная с законодательством – уведомление в письменном виде при потере или хищении БПЛА. Если коптер оказался в чужих руках, и новый владелец совершит запрещенные законом действия, ответственность несёте вы. Поэтому не откладывайте и сразу же обращайтесь в Росавиацию с заявлением. С момента регистрации этой бумаги с вас снимается ответственность за любые нарушения.
Также следует учитывать внутренние региональные ограничения полётов над конкретными зонами. Для того чтобы ничего не нарушить, следует ознакомиться с картами. Сделать это можно на специальном сайте, где отмечены все запретные зоны для полётов на квадрокоптере. Кстати, данные могут обновляться, поэтому сверяться с ними стоит перед каждым запланированным запуском. Там можно выставлять разные параметры. Например, разрешение на ведение видеосъёмки.