Я имею право написать этот текст, так как более 15 лет провела в этой сфере и знаю о банкротствах не понаслышке. Это то, что реально происходило на глазах в моей профессиональной деятельности, и как аналитик я долго переживала за происходящее, ведь в этой теме замешаны были все. И туристы и сотрудники, и хотельеры, и руководители бизнесов. У каждого свои иллюзии, страдания, ответственность, крушение надежд. Но, во всём есть и плюсы и минусы.
Сегодня я пишу как аналитик-коуч и человек с опытом, переживший закрытие нескольких компаний и всякие форс-мажоры туризма. Так что же на самом деле происходит?
ЖАЖДА АППЕТИТОВ? ЖАДНОСТЬ? ХАЛАТНОСТЬ? ЖЕЛАНИЕ НАВРЕДИТЬ? ЧТО?
В турбизнесе я проработала с 1998 года и начинала свою работу в представительстве Каталонии. Это был расцвет туризма в России. Русский народ наконец-то понял как можно отдыхать по человечески и с сервисом. Помню мои первый поездки в Испанию с журналистами, которые затем писали славные очерки в местных газетах о Каталонии и её сердце -Барселоне. А в 2000-м я попала в реальный туроператорский бизнес. Это была компания Натали Турс, куда я пришла работать молодым сотрудником в отдел информации.
Компания была растущая и развивающаяся, но меня почему-то сразу не покидало чувство тревоги краха и разрушения. Как Вы знаете недавно им пришёл конец на рынке туризма. Я знаю руководителей, и я знаю они очень старались и выросли с маленького офиса из 5-ти человек до крупной компании. Я обожаю такие истории роста.
Но, что же происходило на САМОМ ДЕЛЕ?
На самом деле все старались, работали, но времена были такие, что все хотели расти и развиваться. Период бурного роста! Сегодня научно я легко докажу Вам этот процесс. И конкуренция реально то, что двигает рынки, и развивает бизнесы и сферы деятельности.
После 2000-х в туризме все начали ОБГОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА! Если Натали начинали с 3-х направлений Кипр, Испания и Таиланд, то после двухтысячных конкуренция заставляла их расширяться в связи с ростом аппетитов туристов раз, два в захвате новых долей рынка и открытия новых направлений - стран для большего количества вывоза туристов. Если не ты, то тебя. Так на рынке делали все и это простой закон рынка и его экономики. Всё активно РОСЛО!
Все развивались, конкурировали, и хотели заработать и увеличить свою долю на рынке. Я поставлю самолёт на Грецию на Крит, и я поставлю, и я, и я, объявляли компании. В итоге со временем на направлении создавался полный переизбыток перевозки. Кресел полно, а все не заполняются, и что делать? Продавать! А туристам класс - спец цены и предложения. У туроператоров наоборот - жёсткие договора по авиаперевозке, выкупленные заранее и проплаченные квоты мест в отелях, что сами руководители подчас выли. Все жёстко растят друг друга. Такие условия второго этапа.
Такой он этот БУРНЫЙ РОСТ.
Туристам дешёвые туры - кайф, а туроператорам дырки в бюджете -караул! А что дальше?
Рост любого бизнеса - это часто именно такая жесть. Всё начинается красиво от идеи, через рост, расширение до полного разрушения, если не успели подхватить новую гениальную идею.
Помню на рынке историю КАПИТАЛ ТУР. Помните такого туроператора? В нем я тоже успела поработать на заре их становления. Придя туда своей логикой я сразу поняла им не жить. Увы. Аппетитов там было ещё больше по расширению и захвату рынка. Я захватила несколько месяцев начала развитии компании и ушла. Не смогла быть в этой иллюзии.
В общем, все "рвали" друг у друга куски и расширялись. Нет, раздувались как воздушные шарики, хотя и правда хотели делать лучшие и интересные продукты, давать хорошие предложения. Вот он снова и плюс и минус. Ну, а шарики воздушные они лопаются.
Потом на рынок ПОШЛИ ИНОСТРАННЫЕ КРУПНЯКИ КОРПОРАЦИИ, и?
Британский Thomas Cook, швейцарский KUONI, в котором мне тоже довелось побывать, TUI, и другие крупные компании. Они покупали российских операторов в надежде расшириться, выйти на наш рынок и заработать. После бурного роста идёт глобальное расширение и объединения.
Так происходит ВСЕГДА! Глобализация рынка. Но, не все могут устоять.
KUONI поиграв в эту игру вежливо откланялись и сократили всю компанию до одного маленького офиса и небольшой сети турагенств. С сотрудниками и туристами поступали достойно. Всем выплачивали деньги, на которые я потом отлично отдохнула в Таиланде с детьми. Швейцария -это этика и законный подход, иначе за решётку. Их иллюзии рушились когда стараясь заработать на российском рынке - они видели только минусы. Да, и ещё привычный рынок Европы покупать отдых за год, очень отличался от российского забронировать тур за два дня. Никаких прогнозов не построишь, а тут ещё надо расширяться, завоёвывать рынки сбыта, держать сеть собственных турагентств и огромный штат и снова жесткие договора, а иначе ты не в игре. И русский рынок тащил большую фин нагрузку. Даже Випотделы не могли покрыть дыры массового туризма. Рынок раздут и бешеная конкуренция. Но, они молодцы, что вышли красиво.
А потом поехали "воздушные шарики" лопаться один за другим. То одна компания рухнет, то другая. Вот и Thomas Cook отжил свой век и не смог явно где-то перестроиться. Его же разгон и "воздушный шарик", дыры в бюджете явно поглотили и порушили. О, я всегда вижу эти финансовые дыры.
Ну, а в эту мясорубку все и повалились. Туристы, руководители, сотрудники, хотельеры. В таких крушениях кому-то крупно не везёт.
Хотят ли руководители разрушить компанию ? Отвечу ЧЕСТНО- НЕТ!
Вы и сами подумайте...Кто хочет разрушить свою компанию?! Это же бред.
Все стараются вырасти, платить зарплату, удержать бизнес, развить, приносить пользу. Это правда! и мы сотрудники всегда старались. Продумывали программы, договаривались с партнёрами о выгодных ценах для клиентов, вовремя бронировали, выпускали спеццены. Но всему приходит конец когда-то и нет ничего вечного.
О туристах...
Да, и они попадают в мясорубку. Почему? Да, потому что им тоже надо проживать свои опыты и свои ошибки: и падений, и разрушений, научиться понимать этот мир, жить и в доверии и в правильном выборе. Это жизненные опыты. Если суждено денег потерять, и человек каким-то образом создал себе потенциал потери, то люди их теряют, даже вот таким образом.
Я много вижу предпринимателей, да и вообще простых людей, которые сами себе капают разные проблемы. Иллюзии господа!
Вот и Thomas Cook явно старался, но не смог перестроиться, создал этот воздушный шарик, не выдержал и лопнул. И в воронку попали такие же другие люди, которые создавали свои воздушные шарики, и они тоже лопнули. Все встретились в одном потенциале разрушения и получили свой опыт. Это грустно, но так. Поэтому всегда думайте о том что Вы делаете не корректно в своей жизни. Тут работают простые законы.
ВОТ ТАКОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ВСЕГО МИРА, БИЗНЕСА, ЛИЧНОСТЕЙ, ОТНОШЕНИЙ и ЖИЗНИ.
Нет ничего постоянного. Живите более позитивно, находите свой верный путь, делайте правильные выборы в жизни, что б потом не винить кого-то, познавайте законы развития, то как существует и на чём работает этот мир на самом деле. Сейчас об этом кричат со всех сторон. Не зря же я написала про KUONI. Они вырулили вовремя на этике и вовремя остановились. А многие рушатся на жадности и бесконечной конкуренции, иллюзиях. Сейчас пойду и заработаю много денег.....
НЕТ. ЕСЛИ ПУТЬ НЕ ВАШ, ТО ВАШИХ ДЕНЕГ БОЛЬШИХ ТАМ НЕТ!
Вот почему я занимаюсь миссией человека и бесконечной аналитикой. Сочувствую Всем кто попал в эту передрягу. Я БЫ ХОТЕЛА ЧТО Б ВСЕ ЖИЛИ БЕСКОНЕЧНО СЧАСТЛИВО, но так не бывает. Пока это время не наступило. Я и сейчас знаю как сами руководители обанкротившихся компаний до сих пор переживают. Точка для всех,всех переоценить свои поступки и посмотреть на мир по новому, и даже возможно найти новый путь. Просто любите свой опыт.
Всем счастья и процветания
Будьте МУДРЫМИ!
Юлия Сидоркина, аналитик-коуч