Найти тему
Любопытный мир

Веками обильные обеды Кореи поражали путешественников

В 1592 году император-регент Японии Тойотоми Хидэёси начал массированное вторжение в Корею. Чтобы определить, на какую длительность войны рассчитывают войска нападающих, военные Джозеона направили шпионов – посмотреть, сколько риса несут японцы. Корейские шпионы вернулись с обнадеживающим сообщением: армия Тойотоми принесла риса всего на месяц. Ранее ожидая многомесячного конфликта, корейские силы решили переждать осаду. Но через месяц японские войска все еще жестоко сражались.

Японские корабли осадили крепость Бусанджин в 1592 году. Фото: Public Domain
Японские корабли осадили крепость Бусанджин в 1592 году. Фото: Public Domain

Когда корейские войска, наконец, отбили японцев (с помощью китайских солдат и припасов), люди были шокированы, обнаружив маленькие рисовые чаши, оставленные японцами. Для корейцев они были больше похожи на миски для соуса, что привело их к заключению, что японцы голодали, чтобы растянуть осаду.

Это лишь одна из многих исторических записей, показывающих, что на протяжении веков корейцы наслаждались потрясающим количеством еды по современным меркам. Корейские кулинарные привычки, которые изобилуют богатой едой на протяжении большей части их истории, иногда шокировали иностранных гостей и даже вызывали критику внутри страны.

На этой иллюстрации с надписью «Корейские крестьяне за ужином» показана праздничная трапеза. Фото: Public Domain
На этой иллюстрации с надписью «Корейские крестьяне за ужином» показана праздничная трапеза. Фото: Public Domain

Одно из самых ранних упоминаний о корейском ежедневном питании – из книги истории и легенд Самгука Юсы конца 13 века. В книге рассказывалось о короле Тэджонге Муйеоле, который правил во времена династии Силла в конце седьмого века и каждый день съедал «шесть дю риса, шесть дю вина и десять фазанов» – более 9 кг риса и вина. Историки теперь полагают, что это описывается количество пищи, потребляемой королем и его свитой в целом.

Но даже более свежие и точные записи показывают, что обычные корейцы едят внушительно. Yi Geuk-don, конфуцианский ученый 15-го века, пожаловался королю, что люди съели за один прием пищи столько, сколько китайцы съели бы за день.

В своей книге «Корейская история на столе» писатель Джу Ён-ха отметил чашу с килограммом риса, который нужно есть с супом, который был в еще большей миске, с ассортиментом гарниров. Для одного человека. В один прием пищи.

Иллюстрация «Стол, накрытый для праздничных мероприятий», из книги 1897 года о Корее. Фото: Public Domain
Иллюстрация «Стол, накрытый для праздничных мероприятий», из книги 1897 года о Корее. Фото: Public Domain

Одна живая запись об исторической корейской еде происходит от Марии-Николя-Антуана Давелуя, католического священника из Франции и автора первого французско-корейского словаря, который служил епископом в Корее между 1845 и 1866 годами.

Его «Записки к введению в историю Кореи», написанные примерно в 1860 году, демонстрируют некоторые действительно удивительные подвиги корейцев: «Рабочие обычно едят около литра риса, который наполняет очень большую миску. Для каждого человека недостаточно закончить одну миску, он готов продолжать есть. Многие люди легко съедают две-три миски. Одному мужчине в моем приходе было от 30 до 45 лет, и он держал пари, что съел семь чаш – и это не считая чаш рисового вина, которое он выпил. Один старик в возрасте 64 или 65 лет сказал, что у него нет аппетита, и съел пять чаш».

Корейцы потребляли не только рис в невероятных количествах: «Нередко можно увидеть, как человек ест 30, 40, 50 персиков. Что касается дынь (маленьких корейских дынь, или чам-хэ), люди обычно едят около десяти одновременно, но иногда 20 или 30».

Но откуда у корейцев было так много еды? Плодородные земли и превосходные методы ведения сельского хозяйства, безусловно, сыграли свою роль, так как Корея является одним из первых мест в мире, где было принято рисовое земледелие. Фермеры растили саженцы риса, а затем переносили их на затопленные поля, что позволило более интенсивно высаживать растения и облегчать уход за ними.

Лавочник в Сеуле, продающий праздничные угощения, начало 20-го века. Фото: Public Domain
Лавочник в Сеуле, продающий праздничные угощения, начало 20-го века. Фото: Public Domain

Джу Ен-ха также отмечает важность Daedong-beob – системы налогообложения, которую династия Чосон ввела в начале 17-го века. До этого корейцы платили королю налоги товарами, которые требовались королевскому двору: пиломатериалы, лошади и шелк.

Daedong-beob объединил различные формы налогов в один вид: рис. Это, по сути, сделало рис эквивалентом растущим деньгам, стимулируя больше производства, чем это необходимо, поэтому корейцы просто имели доступ к большему количеству еды.

Конечно, современные корейцы не едят так много. По мере того, как корейцы стали вести более сидячий образ жизни, а еда стала менее концентрированной на рисе, потребление постоянно уменьшалось. Zen Hankook, корейский производитель фарфора, обнаружил, что размер их стандартной рисовой чаши снизился с 680 мл в 1940-х годах до 290 мл в 2012 году, почти на 60% за последние 70 лет.

Семья наслаждается едой, 1900 год. Фото: Public Domain
Семья наслаждается едой, 1900 год. Фото: Public Domain

Но в некоторых районах Кореи, с крепкими пищевыми традициями, практика подачи чрезмерного количества еды жива и здорова. Хорошим примером является юго-западный город Чонджу, родина многих всемирно известных корейских блюд, который славится не только качеством, но и количеством блюд.

На знаменитой аллее Макгеолли за 15 долларов подают десятки маленьких вкусных блюд, покрывающих весь стол. Согласно опросу, одна из немногих жалоб иностранных гостей в Чонджу – что в местных ресторанах подают слишком много еды.

Понравилась статья? Жмите «лайк» и подписывайтесь на канал.

Читайте дальше:
Откройте для себя Будапешт и насладитесь поездкой
Раскрыт секрет сохранности свитков Мертвого моря

Все публикации канала можно посмотреть здесь.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц