Найти тему

"Я сам": Зачем мне авторский надзор?

Услуга по авторскому надзору (иначе называют "авторским сопровождением", "надзором дизайнера" и т.п.) не имеет строгого нормативно-правового закрепления применительно к интерьерам, а потому принято ориентироваться на определение, данное для сферы строительства, капитального ремонта зданий и реконструкции, которое зафиксировано в СП 246.1325800.2016 "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений":

3.1 авторский надзор: Контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на её основе рабочей документации.

Перевожу с канцелярского на русский : в ходе авторского надзора дизайнер следит за тем, чтобы строители сделали всё именно так, как было предусмотрено в проекте.

Что это даёт?

  • надзор позволит на ранних подступах разглядеть проблему и исправить её ценой минимальных затрат,
  • обеспечит реализацию заложенного в проект замысла в неизменном, либо близком к неизменному виде.

Если все вокруг - молодцы

На первый взгляд может показаться, что пользы от этой услуги не много, поскольку откуда взяться проблемам, если:

  • проект сделан качественно (т.е. содержит все необходимые для производства работ данные, не содержит ошибок и учитывает параметры проектов всех смежников),
  • работы осуществляются высококлассными специалистами (т.е. умеющими читать рабочую документацию и соблюдающими строительные технологии).

Даже при таких прекрасных вводных работы по надзору у дизайнера интерьеров будет более, чем достаточно.
Попробую объяснить, почему.

1. Погрешности

Везде (и в проекте, и в работе бригады) присутствуют несовершенства, которые, в зависимости от своей природы, называются либо "ошибками", либо "погрешностями".

Без погрешностей не обходится ни работа дизайнера, ни строителей. Их возникновение может быть вызвано вполне объективными обстоятельствами при добросовестном исполнении своих обязанностей всеми причастными сторонами. Некритичные их масштабы устанавливаются соответствующими допусками ("допустимые погрешности").

Но даже допустимые погрешности, накладываясь одна на другую, приобретают размеры критических.

Вот пример:

Предположим, в ходе обмеров выявили расхождение стен по длине прямоугольного помещения в 15 мм.
1. При подготовке плана обмеров стены на чертеже "выпрямили", доведя до параллельности/перпендикулярности (заложив тем самым в проект 15 мм. допустимой погрешности).
2. Оштукатуривание производится с выравниванием по максимально выдающимся областям с допуском по толщине слоя до 60 мм. В проект же закладывается нормативная толщина 20 мм. Не вдаваясь в арифметику подсчёта скажу, что на этом этапе может выскочить ещё до 34 мм. отклонения от проектных значений (т.е. вдобавок к ранее заложенной погрешности в 15 мм.)
3. Далее к этому добавятся такие же "допустимые" отклонения при монтаже мебели, оборудования и пр.
В итоге розетка, которая должна была располагаться рядом со шкафом, оказывается закрыта его корпусом.
И ведь никто не "косячил", т.к. на каждом этапе все погрешности были в пределах допустимых.

Пример может показаться чрезмерно натянутым (старался для облегчения понимания), но на деле подобные ситуации происходят сплошь и рядом, пусть и не в таких масштабах .
Для того, чтобы вовремя заметить критические отклонения от требуемых значений,
надо регулярно сверять фактические параметры с проектными. Дизайнер занимается этим в ходе авторского надзора.

2. Проектирование "вторички"

В условиях, когда разрабатывается проект вторичного жилья, и обмеры производились от уровней существующей чистовой отделки, а не от "голых" поверхностей, отклонения от проектных показателей становятся просто закономерностью, а их масштабы вплотную подходят к критическим значениям. Особенно много сюрпризов готовит вскрытие поверхностей и демонтаж перегородок в домах старой постройки.

Кстати, о демонтаже. Выше я приводил в пример построение обмерных чертежей по одному только помещению, при котором в проект заложили погрешность. Представьте себе, когда речь идёт о смежных помещениях, в каждом из которых стены на чертеже сведут с погрешностью. После демонтажа разделяющей их перегородки погрешности суммируются.

Прим.: Самый верный подход - произвести демонтажные работы ещё до обмеров, что сведёт к минимуму отклонения от проекта в ходе ремонта. Однако, получается это не всегда, поскольку в отдельных проектах заранее неизвестно, что именно будет подлежать демонтажу.

3. Взаимосвязь проектных решений

-2

Проект интерьера содержит в себе руководство к действию по целому комплексу мероприятий, которые, как правило, выполняются не одним рабочим и в течение длительного времени.

Проектная документация представляет собой объёмный комплект взаимосвязанных материалов, каждый из которых предназначен для использования в строго определённых работах. Так, в отсутствие специальных указаний, сантехник, например, даже не заглянет в план потолков.

Поэтому, стоит только внести изменения на одном листе (например, по причинам, описанным в п.1 и 2), как надо обязательно проверить, не повлечёт ли это необходимость менять что-либо на других.

Элементарный пример

Захотели поставить дверь пошире. Поменяв габариты на плане заполнения проёмов (где им и место) упустили из виду другие чертежи (план монтажа, планы с расположением мебели, инженерного оборудования и пр.)
В результате либо монтаж перегородок был произведён по уже негодным параметрам (под старые габариты проёмов), либо в проём вылез край какой-нибудь стиральной машины, либо на оставшемся простенке не поместилась консоль или что-либо иное.

Даже если работает один единственный мастер "универсал", спустя месяц он может забыть о ранее внесённых изменениях. Когда же трудится целая бригада, составленная из рабочих с узкой специализацией, то без единого централизованного контроля отследить взаимосвязи изменений и скорректировать задачи для каждого специалиста просто невозможно.

На это вы можете отрезать: "Есть прораб, он пускай и разруливает работу своих мастеров". Ниже поясню, почему он может с этим не справиться.

4. Уточнение цвета отделочных материалов, мебели и текстиля

-3

На этапе проектирования невозможно с точностью до полутона достоверно определить подходящий цвет отделок, мебели и пр., т.к. слишком много факторов оказывают влияние на то, как будет смотреться предмет в заданном помещении: естественное освещение, цветовая аберрация (передача оттенков яркими поверхностями на предметы, их окружающие и пр. Поэтому цвета изделий и артикулы отделок всегда уточняются уже при покупке.
Дизайнер сопоставляет образцы, делает выкрасы и оценивает общий эффект уже в заданном конкретном помещении в ходе авторского надзора.

5. Мать лучше всех знает своё дитя

Рабочая документация проекта интерьера квартиры может насчитывать порядка 22-25 или более листов (и это только чертежи). Объём материалов зависит, главным образом, от их полноты и степени детализации, а также от сложности положенных в них проектных решений.

Даже проектировщик, подготовивший альбом чертежей, может не помнить в деталях абсолютно всё (во всяком случае, держать в уме все размерные привязки никто точно не станет). Можно ли ожидать от прораба, чтобы он вызубрил объёмный проект до уровня, каким он лежит в памяти дизайнера? - Ответ очевиден. Поэтому и "пазл" проектных решений со всеми их взаимосвязями у него в сознании точно не сложится полностью, что возвращает нас выше по тексту, в п.3.

6. Мать любит своё дитя

Предвосхищая оппозицию: "Никто так не позаботится о моей квартире, как я сам", с ходу отвечу: речь идёт не о вашей квартире, а о проекте. Объектом трепетной заботы дизайнера является его замысел, который он холит и лелеет. А ведь он родился из вами же поставленных задач. Иными словами, автор долго думал, как сделать хорошо именно вам, и как это сделать в самом лучшем виде, обсуждал и согласовывал с вами все решения, прорабатывал корректировки. От сюда - прямая корреляция между реализацией дизайна интерьера в неизменном виде и вашей, заказчика, удовлетворённостью результатом.

Вы, наверное, просто не представляете себе, с каким трепетом автор проекта наблюдает за его воплощением и как радуется успеху.

Конечно, всё это справедливо только в тех случаях, когда проект предполагает воплощение в значительной степени именно дизайнерского замысла. Только тогда проект можно назвать детищем автора. В тех ситуациях, когда работа велась под жёстким диктатом заказчика, а дизайнер использовался только как чертёжник, призванный отразить в рабочей документации чужие и не одобряемые им самим решения, - можно не ожидать от него внимания сверх того, что предусмотрено сухими положениями договора с заказчиками. Если нет в дизайне кусочка сердца автора - оно не проявит себя и в авторском надзоре.

А если молодцы далеко не все

-4

А вот в ситуациях, когда какой-то из участников проекта оказывается недостаточно квалифицированным, внимательным, ответственным (нужное - подчеркнуть), либо "не в ногу пошли" смежники (со своими проектами по отоплению, водоснабжению и пр.), то значение авторского надзора растёт многократно, и к перечисленным выше преимуществам заказа этой услуги добавляются ещё несколько:

  1. Кто бы ни допустил ошибку: дизайнер при проектировании, либо строители в ходе работ - разглядеть их и своевременно исправить можно только в ходе разборов полётов на объекте, которые возникают именно после сверки фактического с проектным;
  2. Разрабатывая дизайн интерьера, автор, разумеется, продумывает в более-менее общем виде решения из смежных разделов проектной документации (инженерных). Но, не будучи сам инженером в этих узких сферах, он, конечно, может предвидеть далеко не всё (да и нельзя от него требовать того, чтобы он всё знал досконально: от кондиционирования - до слаботочных систем, на то существуют профильные специалисты). Поэтому, когда смежники подготовят свои проекты, что-то может не совпасть с решениями, лежащими в проекте интерьера, и надо будет искать из этого выход. Кому, как не дизайнеру, и когда, как не в порядке авторского надзора?
  3. Да мало ли, кто ещё будет не молодец? Главное - исправить ошибку как можно раньше. И для этого нужен надзор автора. Разбираться, кто прав, кто виноват, и кто за всё будет платить - можно только после того, как ошибку выявили, описали и очертили круг возможных решений.

Вывод (однозначный)

Надеюсь, у меня получилось убедить вас в том, что авторский надзор - штука очень полезная, а для сложных проектов и крупных объектов - просто незаменимая.
Посчитав свой ремонт не относящимся к этой категории, можно попробовать всё контролировать самому, можно отдать это на откуп прорабу, но не подлежит никакому сомнению, что даже самый тщательный надзор со стороны будет менее эффективным, чем осуществляемый самим автором.

Во всяком случае, у себя в Студии Инстильер мы очень рекомендуем заказывать к разработке проекта интерьера ещё и авторский надзор, а если ремонт ведёт наша бригада, то осуществляем его бесплатно.

Поделитесь своим мнением

- Насколько полезной вы находите услугу по авторскому надзору в дизайне интерьера?
- Какие темы для следующих публикаций были бы вам интересны?