Найти тему
Литература и история

Парадоксальный Егор Летов: поэт и панк

Интеллигентное лицо, проницательный взгляд из-под очков и обязательно рядом кот. Таким мы видим на фотографиях Егора Летова, основателя и бессменного лидера «Гражданской обороны», которому в нынешнем году исполнилось бы 55. Да и на концертах он особо не зажигал: выйдет, уставится в пол, отпоёт под гитару пару часов — и всё.

Но вот как и что он пел — только начинает доходить до массового сознания. Андеграундная группа, которая особо не стремилась выходить из подполья, зачинательница панк-движения в Советском Союзе, считалась маргинальной, и песни её, мол, для таких же пареньков с окраин рабочих районов. Только никто не утруждал себя пробраться сквозь дебри слов, образов, метафор, аллюзий и увидеть истинный смысл стихов Летова.

А ведь Егор считал себя прежде всего поэтом. Поклонники его именно поэтического творчества сравнивают Летова с прославленными казаками — Ермаком и Разиным: он обладал такой же кипучей энергией и делал то, что надо. Может, и не всем понятное сейчас, но обязательно что-то значащее для будущего, что ещё предстоит осмыслить.

И осмысление начинается. Зарубежные исполнители поют песни Егора на чистейшем русском, симфонический оркестр играет его музыку (а ведь по собственному признанию певца, он владел лишь четырьмя аккордами на гитаре), и она же звучит в нескольких фильмах. Даже аэропорт в его родном Омске хотели назвать «Летов». Но не сложилось.

Родители Игоря — мать, доктор по специальности, и отец, военный, ветеран Великой Отечественной войны, — видели сына врачом. Однако он вообще не стал получать образования, хотя запросто по своим знаниям мог поступить в любой вуз. Игорь решил стать хорошим поэтом, потому что так надо — ему было так надо.

И он добился своего. Филологи утверждают, что Летов, как и Пушкин, Есенин, Высоцкий, создал свой собственный художественный язык. Он не пошёл по проторенной колее, его образная система — уникальна. То, что поначалу кажется ничего не значащей чепухой, абсурдным набором слов, при внимательном их прочтении рождает «глубокие и многогранные смысловые подтексты», которые в итоге складываются в оригинальную художественную действительность.

Но если проще — Летов не работал для толпы, не «продавал» свои тексты, не создавал то, чего от него хотели. Он делал то, что нравилось ему. А нравилась ему литература — Борхес, Сартр, Андреев: и в текстах Егора нащупывается с ними связь.

Но есть парадокс: при всей глубине, интеллектуальности и «не-явности» его стихов, Летов остаётся кумиром «шпаны из подворотни».

Об этом говорит и его брат Сергей: «Мне представляется, что Игорь имел огромное значение для поколения 1980-2010. Он стал окном в мир высокой культуры для очень и очень многих. Для тех, кто не знает, кто такие Рембо и Борхес, для ребят из рабочих посёлков он был своим. И в то же время он большой поэт! В нашем роке, вообще в молодёжной субкультуре, никого равного по яркости поэтического высказывания нет».

Уважаемые читатели! Спасибо, что вы с нами. Подписывайтесь на блог✔, ставьте лайки, делитесь с друзьями↪. Нам очень важна ваша поддержка! ✌

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц