В прошлой статье я начал говорить о тех, кто нами, коллеги, руководит. Боссах. На самом деле, уже в процессе написания я понял, что уместить все по этому поводу в одну статью не реально, ибо публика Дзена статьи объема с "Войну и мир" просто не дочитает. Поэтому поговорим в формате нескольких статей, но подробнее.
Что нужно, чтобы стать боссом
В прошлый раз мы коснулись личных качеств руководителя. Теперь давайте о его компетенциях.
Есть теория, что руководителем должен быть человек, который лучше всех выполняет функциональные обязанности. Короче, РОП (руководитель отдела продаж) - лучший продавец, босс маркетологов - тот, кто больше всех лидов приводит, IT-директор - самый сильный кодер (или админ, смотря чем контора занимается). Ну, скажем так, эта теория имеет право на существование.
Но скажите мне, пожалуйста, как человек, умеющий только хорошо исполнять чужие команды и выполнять одну-единственную функцию будет решать проблемы совершенно другого порядка. Самый сильный Х - "тащер", а никак не босс. Почему вы не завете нейрохирурга пробить засор в сортире и не просите сварщика провести аорто-коронарное шунтирование? Потому что это тупо, не правда ли. А теперь перечитайте прошлый абзац и поймите, что требовать от руководителя в первую очередь.
И что же требовать в первую очередь?
Систему. В первую очередь надо требовать построения системы, которую затем доводить до ума, устраняя узкие места не в теории, а на практике, затем совершенствовать ее в сторону большей эффективности. Вот и все.
Внимание, вопрос. Уважаемые собственники бизнесов или высокопоставленные руководители, нанимающие других руководителей, вспомните, кого вы назначили РОПом? Готов поспорить, человека, который в одно лицо вытащил сделку на как можно более высокий чек. Читатели, занимающие менее высокий пост, вспомните своего начальника, кто он? И в итоге, прав я? Думаю, прав.
И теперь мы плавно переходим к вопросу, а кто виноват, что наш современный менеджмент обладает, почти поголовно, никакой реальной менеджерской квалификацией?
Наверное, те, кто требует не то? Это, как бы, логичный ответ. Но я не думаю, что все так просто. Очень часто кажущаяся простота обладает куда большей глубиной.
Я думаю, что виноваты обстоятельства, история и менталитет. Объясню. В российской истории МСБ (малый и средний бизнес) как массовое явление не существовали никогда. Купцы царских времен - отдельный полузакрытый класс, НЭПманы - жалкое подобие бизнесменов, потому что существовали по принципу "каждый д...т как он хочет", простите за цитату Бродского, подпольные барыги из СССР - частники, действующие вообще вне закона, ну и так далее. Откуда у кого сейчас, в 2к19, возьмется понимание, как тут дела делаются, а делаются они, уж поверьте, даже сложнее, чем в огромных корпорациях. Далее. 70 лет коллективизма, госмонополии и плановой экономики убили управленцев как класс, а родили "циферных эквилибристов" - людей, которые искусно манипулируют фактами, чтоб не попасть под горячую руку вышестоящего босса. И все, что сделано тогда и умело приватизировано и разрушено сейчас - сделано благодаря не управленческой системе, а коллективу.
Мы все - менеджеры, линейны исполнители, собственники бизнесов - учимся. Учимся создавать то, чего у нас не было, а на западе процветает. Естественно, что пока мы лишь пятиклассники, мы делаем все, простите, через зад. Но, я уверен, пройдет время, и российский менеджмент будет не просто саркастическим оборотом, а некой моделью ведения дел.
Главное, чтобы учились мы решать стратегические задачи и достигать общих целей, а не заниматься откатингом, скрысингом и распилингом.
Ну и традиционное блогерское, подписываемся на канал, ставим палец вверх, или что тут принято просить.))
Иллюстрации взяты из открытых источников