В мире все субъективно. Этот топ не исключение. Мы любим всякие топы, такие - тем более. В 21 веке, несмотря на олдовость вкусов, много хороших фильмов. Очень! Поэтому, конечно, 5 это лишь капля. Но если наша 5-ка и капля, то явно золотая.
Подчеркиваю: мы приведем 5-ку не своих любимых фильмов. Мы приведем 5-ку фильмов, которые, на наш взгляд, во всех компонентах лучшие за 21 век. Вы можете оспаривать, плеваться, смеяться. Но как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Хотя, будет приятно услышать конструктивное, аргументированное, взвешенное мнение, альтернативную (вашу) 5-ку.
Перед тем, как начать, будет правильно объяснить наш принцип. Мы не руководствуемся критерием, фестивальный фильм или мейнстримный. Мы берем за основный критерий наличие высокой художественной ценности. Поэтому, этот топ-5 мог состоять как из одних элитарных, так и из одних массовых. Хотя, возможно, правильнее было бы сделать два отдельных топа. Ну, ладно, посмотрим, что выйдет.
1. Киллер Джо (2011, Уильям Фридкин)
Что ж, откроемся фильмом массовым. А вы небось думали тут будут одни убер авторские, никому не известные фильмы. Хотя фильм не такой уж и популярный. Почему-то я не удивлен. Народ предпочитает посмотреть что-то полегче. И так головняка хватает, а тут он еще с экрана на тебя лезет.
Разумеется, лучший фильм Мэттью. Объяснять почему мы включили его в топ-5 лучших фильмов 21 века не станем, ибо посмотрев - сами поймете.
К слову, тут нет 1-го и 5-го места, это просто рандомное перечисление.
2. Сломанные цветы (2005, Джим Джармуш)
Продолжим, пожалуй, тоже мейнстримным фильмом. По крайней мере, доступным любому человеку. Ведь называть кино авторским глупо. Любой стоящий фильм авторский. Называть манеру авторской также глупо. Любая стоящая манера - авторская. Просто есть почерк разборчивый, а есть, сами знаете, какой. Смотришь, и хрен поймешь, че автор хотел этим сказать. Мы открыли топ не с таких фильмов, ведь, пожалуй, в дальнейшем они будут.
3. Необратимость (2002, Гаспар Ноэ)
Не то чтобы ты пожимаешь плечами, мол, что происходит. Просто это как раз тот почерк - не заумный и элитарный, но крайне не разборчивый, ибо трудно прочесть. Кино Ноэ порой трудно смотреть, тем более зрителю не привыкшему к подобной грязи. И если два предыдущих фильма смотрибельны и понятны любому человеку, этот - далеко не для каждого. И проблема не в особом содержании, барьер лишь в подаче.
4. Древо жизни (2010, Терренс Малик)
А я предупреждал, что дальше будет хуже. Первых два фильма и вправду вполне доступны любому зрителю. Что не скажешь про последующие. Древо, ну, при все желании, нельзя сказать, что доступно каждому человеку. Что уж лукавить. Ну не все люди в душе поэты. Грубо выражаясь, конечно. А если это кино и доступно каждому, даже самому простому зрителю, то явно не с 1 просмотра.
5. Олдбой (2003, Пак Чхан-ук)
Ну и напоследок, по скромному мнению нашей редакции, лучший фильм 21 века, хоть и снятый в его начале. Фильм более доступный простому зрителю, чем два предыдущих. Но не настолько, как первых два. Все-таки южно-корейская колоритность может запутать. Да и вообще, этот фильм надо смотреть, как минимум два раза. В принципе так можно сказать про любой великий фильм, но про этот особенно. Не люблю эту избитую фразу, но если вы вдруг не видели этот фильм, сильно вам завидую. Именно при просмотре этого фильма, Тарантино, будучи в жюри, плакал. Все, хватит, поливать дифирамбами, достаточно было и первого предложения.
В конце лишь хочу повторить, что говорил в начале. ТОП-5 это очень мало. Ведь прошло уже 19 лет, и за это время было снято море прекрасных фильмов. Спокойно можно делать топ-100. Но мы постарались сузить этот список до минимума. Хотя все это очень субъективно. Собственно, с этого мы и начали. Ведь всем давно известно, что объективности не существует, тем более в искусстве, тем более в кино.