Product Manager формирует видение (Vision) как должен выглядеть продукт сейчас и через несколько лет, и транслирует это команде.
Ключевые компетенции: бизнес-аналитика, стратегическое мышление, user research, планирование на уровне продукта.
Создание продукта или услуги — это ключевой этап любого бизнеса. В особенности этот этап важен для бизнеса, связанного с производством высокотехнологичных товаров.
Изучив данную тему, вы сможете понять основные принципы процесса разработки высокотехнологичных продуктов или услуг, спланировать процесс разработки продукта в вашем проекте с использованием современных понятий и инструментов, а также изучить основные методы разработки вашего продукта, который вы собираетесь выводить на рынок в рамках группового проекта.
Какая главная причина провала продукта?
- Он никому не нужен
- Не нашли product-market fit (Продукт удовлетворяющий потребности конкретного рынка)
- Люди не понимают; слишком сложный продукт
- Дорого
- Плохо
Product development — продуктоориентированный подход (Product-oriented approach).
«Сделай классный продукт, а покупатель найдется».
История модели разработки продукта восходит к давним временам. Эта модель используется с начала 1900-х годов. Это было идеально для использования в обрабатывающей промышленности. К 1950-м годам те, кто создавал потребительские товары, начали использовать модель.
Модель Product development (разработки продукта) полезна только для определенных групп предприятий. Эти предприятия понимают свой рынок, своих клиентов и свою конкуренцию.
Модель разработки продукта
- На первом этапе используется видение, создаются идеи, на которых основывается продукт.
- Второй этап включает в себя развитие базового понимания, какие клиенты могут быть заинтересованы в продукте.
- Третий этап включает определение того, будет ли кто-либо готов распространять продукт так, чтобы он доходил до покупателя.
Приведу пример на автомобиле Lamborghini. Когда компания решила создавать автомобиль, она не делала анализов рынка, и не собиралась делать упор именно на удобства своих будущих клиентов. У них была идея сделать самый быстрый и красивый автомобиль. Не важно, что там будет неудобно, что по обычным дорогам с высокой скоростью не погонять. Они сделали продукт, и покупатели нашли их. То есть, они не шли от проблем клиентов. Идея делать спорткары, по одной из версий, родилась, когда Феруччо Ламборгини пришёл со своими идеями в Феррари (до этого он делал тракторы), а над ним посмеялись и послали дальше делать тракторы. А Феруччо сделал крутого конкурента.
Так работает продуктоориентированный подход. Вы делаете ставку на сам продукт, а не на потребности пользователей. Product-oriented approach – это дорогостоящий подход, который имеет большие шансы на существенные финансовые потери, в случае провала. В таком варианте ты показываешь уже готовый продукт, а не какую-то тестовую версию. Продать такой продукт проще, потому что он законченный, но потратить денег на производство тоже нужно на порядок больше.
Customer development
Сustdev — это в общем смысле клиентоориентированный подход.
Термин ввел в 1990-х годах американский серийный предприниматель Стив Бланк в своей книге «Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов». Согласно концепции customer development продукт обязательно должен решать проблему клиента. Сначала выявляется проблема, потом разрабатывается продукт, а не наоборот.
Манифест Customer Development:
- Внутри вашего здания нет фактов, поэтому выходите на улицу;
- Объедините Customer Development с Agile разработкой;
- Отказ является неотъемлемой частью поиска;
- Делайте непрерывные итерации и меняйте концепции (pivot);
- Ни один бизнес-план не выдерживает первого контакта с клиентами, поэтому используйте Business Model Canvas;
- Планируйте эксперименты и тестируйте, чтобы подтвердить свои гипотезы;
- Очень важно, чтобы вы анализировали правильные типы рынка;
- Существующие компании основаны на балансе и счете упущенной выгоды;
- Быстрое принятие решений, время цикла, скорость и темп;
- Все дело в страсти;
- Названия стартапов сильно отличаются от крупных компаний;
- Сохраняйте все деньги до тех пор, пока они не понадобятся. Тогда потратьте;
- Общайтесь и делитесь знаниями;
- Успех развития клиента начинается с вступительного взноса.
Почему же мы не делаем CustDev?
Комфортнее находиться в состоянии «я всё придумал!» и страшно разочаровываться в своём детище. Играешь в микробога, есть классная команда, и вы делаете нечто крутое. Разбить эту идилилиюстрашно. С этим может помочь только осознанность: выкинуть себя из зоны комфорта и поговорить со своими клиентами.
Банально страшно! К тому же не умеем и не привыкли. Или умеем, но не понимаем важности.
Опрос клиентов для изучения проблем и решений
Есть разница между «собеседованиями по проблемам» и «собеседованиями по решению» при взаимодействии с вашими клиентами. Интервью по проблеме - это термин, который Эш Маурья называет интервью, которое вы проводите, чтобы подтвердить, есть ли реальная проблема, с которой сталкивается наша целевая аудитория. Напротив, цель собеседования по решению заключается в том, чтобы выяснить, какие функции вам необходимо создать, чтобы решить проблемы клиента.
В проблемном интервью вы хотите узнать 3 вещи:
- Проблема – Какую проблему вы решаете? Например, какие расстройства испытывают ваши клиенты и почему? Как оцениваются их проблемы? Например, попросите своих клиентов создать топ-3 их проблем.
- Существующие альтернативы – Какие существуют альтернативы и как ваш клиент воспринимает вашу конкуренцию и их отличительные особенности? Как ваши клиенты решают свои проблемы сегодня?
- Сегменты клиентов – У кого есть эти проблемы и почему? Это жизнеспособный сегмент клиентов?
В интервью с решением вы хотите узнать 3 вещи:
- Первые пользователи – у кого есть эта проблема и почему? Как мы идентифицируем и взаимодействуем с ранними последователями?
- Решение – Как вы решите свои проблемы? Какие функции вам нужно создать как часть вашего решения, почему?
- Ценообразование / доход – Какая модель ценообразования для вашего продукта или услуги? Клиенты будут платить за это, почему?
Основная точка обучения: очень важно провести различие между интервью по проблеме и решению. Независимо от того, проводите ли вы одно или другое (или объединяете оба), заранее обдумывая природу и результаты своих собеседований, вы сможете задать правильные вопросы, выслушать и избежать распространенных «ловушек» интервью.
Качественные исследования, позволяют вам вытаскивать “боли” и превращать их в гипотезы. Вы общаетесь с пользователями, интересуетесь ситуациями, в которых они использую ваш продукт, спрашиваете о том, как они это делают и набираете идей.
Количественные исследования, это следующий шаг. Вы набрали идей, а теперь нужно понять скольким людям они важны. Вот эта доработка, связанная с поиском товаров в каталоге, скольким пользователям улучшит жизнь?
Сustdev + Agile
Например, мы провели несколько интервью с пользователями и вытащили, что многие упомянули функцию поиска в нашем каталоге одежды на сайте. Родилась гипотеза: “А правда ли пользователям нужен поиск?”.
Если мы просто проведем опрос на сайте и спросим “Нужен или нет поиск” с двумя вариантами ответов, то получим, что 50% сказали “Да”. Значит надо разрабатывать. Разработаем, выпустим поиск на всю аудиторию, снимем данные и увидим, что по факту пользуются поиском 2%. Вот тебе и потраченный ресурс.
Что делать? Можно запустить интерактивный прототип с поиском и максимально приближенным к реальности дизайном. Прогнать его на реальных пользователях, снять метрики и увидеть, сколько на самом деле людей будут им пользоваться.
Как проводить исследование
Для качественных исследований и поиска идей обычно используют:
- интервью
- опросы
- фокус группы
- анкеты
Вопросы все открытые (не подразумевают ответы да/нет):
- Что вам не нравится?
- Почему?
- Как вы это делаете?
- Зачем?
Задача: вытащить “боли” пользователя.
Для количественных исследований чаще всего используют:
- опросы
- тесты
- данные аналитики
Вопросы:
- Беспокоит ли вас это?
- Как часто вы сталкиваетесь с этим? (варианты ответов)
- Оцените по 10 бальной шкале на сколько это вас беспокоит?
Итоги
Проводить исследование мало того что полезно, так еще и очень интересно. Вы общаетесь с пользователями, накидываете идеи, создаете различные прототипы и смотрите, как реальные люди ими пользуются. Вносите корректировки и создаете то, что правда приносит пользу. Нет ничего круче, чем видеть, как твоим продуктом пользуются много людей и им он нравится. Проводите исследования, чтобы делать классные продукты и помните, много исследований не бывает!