Прогнозы экспертов не учитывают реальное состояние науки и промышленности
Около половины (45,5%) российских работников могут стать безработными к 2030 году вследствие роботизации и автоматизации производства. Об этом пишет российская пресса со ссылкой на исследование РАНХиГС. В Министерстве труда и социальной защиты РФ посоветовали в связи с этим проводить «мониторинг устаревающих профессий» и посетовали, что россияне психологически не готовы «изменяться в соответствии с изменяющимися условиями»… Правда, с учётом реального состояния российской науки и промышленности прогнозы экспертов РАНХиГС выглядят несбыточными.
Специалисты Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ провели исследование различных отраслей занятости и попытались оценить количество рутинных операций. Оказалось, что большая часть работы в торговле, добыче полезных ископаемых, ресторанном и гостиничном бизнесе, сельском хозяйстве и некоторых других отраслях может быть передана роботам. Автор работы Степан Земцов подчёркивает, что в научном исследовании речь идёт о мысленном эксперименте: что было бы, если бы все доступные технологии автоматизации и роботизации были бы внедрены одномоментно. На практике, конечно, это невозможно. По мнению эксперта, процесс будет сильно растянут во времени, и у тысяч российских граждан, оказавшихся под угрозой увольнения из-за роботов, будет время переучиться. Хотя эксперт вынужден признать: далеко не все жители смогут «постоянно конкурировать с роботами и непрерывно обучаться».
Учёные хорошо понимают, что рост безработицы вследствие роботизации неминуемо повлечёт за собой рост социальной напряжённости. Решать эту проблему они предлагают традиционным для рыночной экономики способом создания искусственных преград для технического прогресса. Один из вариантов — ввести специальные налоги на роботов, то есть, искусственно завысить стоимость их использования и тем самым немного сдержать процесс автоматизации.
Минэкономразвития РФ уже высказало своё прохладное отношение к этой идее. Чиновники министерства считают, что торможение инноваций снизит конкурентоспособность России на мировом рынке. Иными словами, конкуренцию выиграет тот, кто сможет быстрее всех уволить неэффективных людей и заменить их эффективными роботами. Что же касается Минтруда РФ, то там призвали организовать мониторинг изменения профессий и на его основе готовить информацию для госструктур и бизнеса. Помимо этого, в министерстве считают, что существенной проблемой является «недостаточная психологическая готовность граждан (молодежи, работников) изменяться в соответствии с изменяющимися условиями». Это всё, что смогли сказать правительственные чиновники о возможной угрозе автоматизации.
Ещё Карл Маркс в своей фундаментальной работе «Капитал» подчёркивал, что автоматизация, которая должна была бы освобождать человека от рутинного, монотонного труда, в рыночной экономике закабаляет и порабощает его.
В мануфактуре и ремесле рабочий заставляет орудие служить себе, на фабрике он служит машине. Там движение орудия труда исходит от него, здесь он должен следовать за движением орудия труда… На фабрике мёртвый механизм существует независимо от них, и они присоединены к нему как живые придатки. Даже облегчение труда становится средством пытки, потому что машина освобождает не рабочего от труда, а его труд от всякого содержания.
Спустя полтораста лет после создания «Капитала» отношение человека и техники при капитализме принципиально не изменилось. Благодаря частной собственности на средства производства любой технический прогресс, любая автоматизация оборачивается бедствиями для множества работников. Уничтожить эти извращённые отношения можно только через социализм, который поставит науку и технику на прямую службу обществу.
Между тем, состояние российской науки и промышленности позволяет уверенно заявить, что своими силами Россия не способна автоматизировать ни одну из отраслей народного хозяйства. Из года в год продолжается неуклонный отток учёных из страны. В период с 2013 по 2015 годы в России было закрыто около 1000 университетов и их филиалов. Глава РАН Александр Сергеев на международном экономическом форуме в Петербурге признал, что качество российских выпускников сильно упало, и призвал скрещивать российскую науку с бизнесом. Зампред профсоюза РАН Евгений Онищенко уверен, что нынешними темпами Россия не сможет вернуть себе достойное место даже по количеству научных публикаций. Общий кризис российского образования и науки достаточно полно освещён в народном документальном фильме «Последний Звонок».
Что касается отечественной промышленности, то её положение не менее плачевно. В 2017 году наблюдалось наиболее сильное падение промышленного производства за последние годы. Притом «эксперты» Минэкономразвития не нашли ничего лучше, как свалить всё на… погодные условия. Официальная статистика и в 2019 году констатирует стагнацию. Яркий пример: до сих пор каждый третий грузовик в России — это автомобиль, произведённый ещё в СССР, т.е. имеющий возраст около 30 лет и более. Иными словами, отечественная промышленность не только не осваивает новые перспективные отрасли, но даже в традиционных, «старых» отраслях сдаёт позиции. Широко разрекламированная политика импортозамещения потерпела крах: зависимость российской промышленности от импорта выросла до рекордной отметки в 92-93%. Даже российские министерства при первой же возможности предпочитают закупать для своих нужд зарубежную продукцию, а не поддерживать «отечественного производителя»… Таким образом, российская наука и промышленность явно не способны не только обеспечить рывок в автоматизации, но и хотя бы поддерживать уже имеющуюся инфраструктуру.
При капитализме Россия обречена быть вечно отстающей.