В конце 1930-х гг. советское правительство устремилось осваивать Арктику, и для этого требовались новые, мощные ледоколы. Первый ледокол, полностью разработанный и построенный в Советском союзе, получил имя Иосифа Сталина (позже был переименован в “Сибирь”). Головное судно проекта 51 строилось по образу и подобию дедушки всего ледокольного - ледокола “Ермак”. Длина судна составляла 106,9 м, а ширина чуть более 23 м, в движение судно приводилось паровыми машинами общей мощностью 10 000 л.с. Третьим и последним судном проекта 51 был ледокол, носивший имя прославленного советского полярника - “Отто Шмидт”. Правда, в связи с изменившимися взглядами партийных функционеров на деятельность полярника, ледокол переименовали еще на стадии постройки, и в итоге он стал называться “Анастас Микоян”. Ледокол строился в городе Николаев на Черном море, а после должен был отправиться на работу в Арктику, но начавшаяся Вторая мировая война спутала все планы. Ледокол в срочном порядке вооружили и стали использовать в качестве вспомогательного крейсера. Вскоре стало ясно, что “Анастас Микоян” нужен на севере для помощи в проводке полярных конвоев. Но как перегнать судно в Мурманск, если в Северном море кишат подводные лодки фашистских войск? Видимо, когда искали решение этого вопроса, кто-то пошутил в духе “Земля-то круглая”. В результате, ледокол решено было перегонять южным путём через Суэцкий канал. Турция, придерживающаяся нейтралитета во Второй мировой войне, разрешала проход через свои воды только гражданским торговым судам, и ледокол пришлось полностью разоружить. В рейсе, прозванном моряками “огненным”, “Анастас Микоян” не один раз подвергался атакам противника, уходя от торпед благодаря маневренности ледокольного судна. В порту Суэц морякам стало известно, что в войну вступила Япония, и двигаться дальше на восток через Индийский океан стало опасно. Капитан судна решил идти на запад через Атлантический и Тихий океаны. Британцы пообещали оснастить ледокол вооружением, но в итоге смогли выделить только одно орудие. Чтобы не выглядеть совсем беззащитными, моряки изготовили муляжи пушек из дерева, покрасив их краской, и с таким “вооружением” отправились на запад. “Анастас Микоян” благополучно прошел два океана и вошел в советские воды у берегов Чукотки. Откуда тут же был направлен с караваном судов на запад по Северному морскому пути, завершив тем самым полноценное кругосветное плавание. После прославившего судна героического рейса, добравшись до родной стихии, “Анастас Микоян” работал как линейный ледокол на трассах Северного морского пути. В качестве иллюстраций мы взяли фотографии модели ледокола из музея кораблестроения и флота города Николаев. Модель демонстрирует ледокол уже в своём “северном” состоянии, несущим на себе несколько воздушных судов полярной авиации. За это его шутя называли ледокол-авианосец, что не совсем верно, поскольку для взлёта и посадки самолётов использовались ледяные поля, а не судовая палуба. Более подробно узнать именно про модель ледокола можно на канале наших друзей - Верфь на столе - ледокол с деревянными пушками