Мораторий на вывоз из Казахстана необработанных шкур крупного рогатого скота заканчивается сегодня, 10 сентября. Он был введен по инициативе Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК 10 марта сроком на полгода. Цель – повысить загрузку отечественных кожевенных предприятий. Однако, скотоводы страны отмечают, что вместо пользы запретительная мера принесла одни убытки и самим животноводческим компания, и, в конечном счете, стране.
Хотели как лучше…
Готовя мораторий, ведомство исходило из статистики за 2018 год. А она была такой: произведено 3 млн шкур КРС, из которых отечественными предприятиями переработана лишь небольшая часть, 400 тыс. Кроме того, на экспорт ушло 135 тыс. шкур. А что случилось с остальным объемом, никто не знает — 2,4 млн шкур остались неучтенными. Предполагалось, что большая часть была вывезена за границу без соответствующего оформления.
«Стоит отметить, что кожа является стратегическим продуктом государства, обладающим высоким экспортным потенциалом. В этой связи, а также в целях недопущения потерь бюджета, развития производства с высокой добавленной стоимостью, увеличения налоговых отчислений и создания новых рабочих мест, Министерством введено ограничение на вывоз необработанных шкур КРС», — прокомментировало свою инициативу МИИР РК.
В июле ведомство подвело первые итоги. И осталось довольно, поскольку за первую половину 2019 года объем производства кожи из шкур КРС отечественными предприятиями увеличился в 2,4 раза (с 42,8 до 103,8 млн. кв. дм). Всего за 6 месяцев было переработано 370 тыс. штук шкур КРС. То есть, почти столько же, сколько за весь 2018.
Отраслью заинтересовались инвесторы, проведя запуск трех простаивавших предприятия.
… А вышло как всегда
Однако, энтузиазм МИИР РК не поддержали ни сами скотоводы (чьи шкуры, собственно, и «делило» ведомство), ни Нацпалата предпринимателей «Атамекен».
По их мнению, запрет не решил вопрос дозагрузки перерабатывающих предприятий, поскольку предварительно не была создана инфраструктура заготовки кожевенного сырья (МИИР РК И МСХ РК только стоят планы в этом отношении). Но рынок ждать не может, и в результате переизбытка шкур внутри страны цены на сырье рухнули. Причем, очень мощно, с 5000 тенге до 500!
То есть, если раньше для животноводов продажа шкуры была дополнительным источником дохода, то теперь возиться с сырьем смысла нет, поскольку предлагаемая переработчиком цена даже не дотягивает до себестоимости, поскольку не покрывает расходов на соль и работу.
«На сегодняшний день в стране существуют 13 перерабатывающих предприятий. По результатам мониторинга только 6 предприятий осуществляют выделку кожи, а остальные специализируются на производстве полуфабриката в виде ветблю. Кроме того 8 предприятий требуют значительных финансовых вливаний в размере от $5 млн до $12 млн для пополнения оборотных средств, модернизации оборудования или же рефинансирования имеющихся кредитов. В результате отечественные перерабатывающие предприятия не могут предложить отечественным сельхозтоваропроизводителям конкурентоспособную закупочную цену за необработанные шкуры КРС. Кроме того, транспортная составляющая доставки кожевенного сырья до перерабатывающих предприятий делает заготовку и реализацию шкур не рентабельной», — резюмировали специалисты Департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен».
Крайние — фермеры
Следствием этих проблем стали не только убытки скотоводов, но и рост риска распространения болезней скота, ведь мелкие фермеры просто выбрасывают шкуры на свалку. Что касается крупных животноводческих хозяйств, то они складируют шкуры в надежде, что здравый смысл возобладает, и мораторий на экспорт продлевать не будут.
Одно из крупнейших животноводческих предприятий страны, Актюбинский мясной кластер (АКТЕП), летом сообщил, что за первую половину года из-за действия моратория скопил на складах 90 тонн шкур на 20 млн тенге. Немногим лучше ситуация в ТОО «Астана Агропродукт» — накоплено 70 тонн шкур, а также «Meat Processing and Service» — 50 тонн.
«Мы обращались к переработчикам шкур из Шымкента, Уральска, Актобе, Аркалыка, но покупку в данный момент никто не производит (у кого-то простой производства, другие без уточнения причины). Обращение к руководителю Ассоциации переработчиков кожи, меха и обувщиков результатов не дало», — сообщили корреспонденту «КазахЗерно.kz» в АКТЕП.
При этом, компания легко подчитала упущенную выгоду. Так, в 2018 году актюбинские животноводы отгрузили в Россию 140 тонн необработанных шкур, общий товарооборот составил порядка 38,08 миллионов тенге. Средняя стоимость 1 килограмма составила 272 тенге. Из-за действий МИИР РК по введению моратория на начало 2019 года средняя стоимость шкуры в Казахстане снизилась до 150 тенге за 1 кг. А летом упала и вовсе до 21 тенге. То есть, более чем в 10 раз. Причина – значительно превышение предложения над спросом внутри страны.
Кто виноват, и что делать
Исходя из анализа ситуации, НПП «Атамекен» и животноводы сделали выводы. Главный – мораторий не нужен. Ведь максимальный объем сырья, который способны переработать отечественные кожевенные предприятия – 615 тыс. шкур. А в стане за год забивается более 2,5 млн голов скота.
«Департамент выражает обеспокоенность по сложившейся ситуации на рынке шкур КРС и считает, что действующий запрет не эффективен. Кроме этого мораторий вызывает негативные настроения среди фермеров. В связи с этим, считаем необходимым пересмотреть срок действия введенного запрета и создать равноправные условия для всех участников оборота необработанных шкур КРС», — сообщили в НПП «Атамекен». Вопрос о необходимости отмены моратория на экспорт был поднять на отчетной встрече министра сельского хозяйства Сапархана Омарова с населением. Глава ведомства обещал сделать все возможное, чтобы срок действия запрета не был продлен. Скоро станет известно, удалось ли министру выполнить это обещание.