Изменения касаются абсолютно всех, - разъясняет эксперт. И в первую очередь как раз легковых автомобилей. Минтранс предлагает передать процедуру технического осмотра автомобилей официальным дилерам. Комментарий автоэксперта Максима Егорова...
Статистика утверждает, что сегодня 80 % автомобилистов просто покупают диагностическую карту техосмотра вместе с полисом у страховщиков. Это очень серьёзная цифра. Получается, что надо опасаться на дорогах того, что какая-то машина может просто развалиться?
В статистические 80 % можно верить. Но здесь есть и другая сторона истории. Если посмотреть на статистику ДТП, которые произошли из-за неисправности автомобиля или в результате его технического состояния, то эта статистика стремится практически к нулю. Как правило, ДТП связаны с нарушением ПДД, транспортной обстановкой, ремонтом дорог и прочим. А статистика, касающаяся ДТП из-за исключительно технического состояния автомобиля, связана в основном с тяжёлым транспортом и грузоперевозками, с пассажирскими перевозками и прочим. Там - такая статистика есть, но там и сейчас прохождение техосмотра более жёсткое, потому что если техосмотр "купить" вместе с полисом ОСАГО, то, если что-то произойдёт, ответственность будет очень высокая.
Анонсированное ужесточение процедуры техосмотра касается легковых автомобилей?
Оно касается абсолютно всех. И в первую очередь как раз касается легковых автомобилей, но, честно говоря, в результате изменения системы выдачи, контроля и всего остального, что касается ТО автомобиля, да, это, наверное, уйдёт официальным дилерам. Одновременно это упростит жизнь всем в том плане, что техосмотр можно будет пройти практически в любом месте.
Сейчас получить его тоже не составляет никакого труда. Это своего рода бонус за то, что нет статистики причин ДТП. Диагностическая карта технического осмотра выдаётся за небольшие деньги бонусом к полису ОСАГО. Поэтому, раз карта техосмотра нужна, её оформляют, но вот таким способом. Поэтому и статистика 80 %.
Планируется ввести обязательную фотофиксацию процесса техосмотра. Как это будет выглядеть?
Фотофиксация прохождения техосмотра конкретным автомобилем. Изначально была идея, чтобы сохранять даже видео всего процесса: как автомобиль заезжает, проходит этапы техосмотра и т.д. Но оказалось, что технически, физически и финансово это будет очень сложно сделать. Этот техосмотр можно будет сравнить с нормальным прохождением автомобилем процедуры техобслуживания с заменой масла и прочего. Плюс всё это надо будет где-то хранить. Поэтому ввели систему фотофиксации. На мой взгляд, это опять не решает никаких проблем, потому что автомобиль можно сфотографировать, но ничего с ним не делать. Если очень захотеть, можно попросить знакомого, который во дворе найдёт похожую машину и перевесит номера. Поэтому мне кажется, что здесь нужно как-то системно подходить.
Сейчас раздаются голоса, что, если официальные дилеры на себя возьмут такую ответственность, это будет хорошо. Но, с другой стороны, может в отношении легковых автомобилей стоит упразднить вообще эту историю? У нас и других систем контроля хватает, за которые мы платим.
Если ДТП, не дай бог, произойдёт по причине того, что техническое средство эксплуатировалось в нарушение чего-либо, тогда ответственность понесёт водитель, как он и сейчас несёт. Если, допустим, произошло что-то, карта диагностическая есть, но машина при этом была сломана, а сломаться она могла даже не в процессе прохождения техосмотра, а, например, человек прошёл техобслуживание на летней резине, а ДТП произошло на зимней резине, которая сильно износилась. Это будет являться причиной. Поэтому с точки зрения массовых легковых автомобилей нужно саму систему вводить. А кто техосмотр будет проводить, как он будет проводиться, не столь важно.