Каждый город имеет свои яркие достопримечательности, которыми гордится и которые сохранили в себе ауру со времен основания. Наш город имеет много таких мест, зданий, улиц, переулков, площадей, парков и скверов. Сегодня речь пойдет об улице, начало которой положено вместе со строительством Харьковской крепости.
Улица Московская
Застройка улицы начиналась от Николаевской площади, где в то время стояла Московская проездная башня и начинался почтовый тракт на Москву. Похоже, что и ее название произошло по этой же причине. Теперь это начало современного Московского проспекта.
Необходимо сделать маленькое отступление. Любой современный человек скажет, что направление Московской улицы явно отличается от направления на одноименный город. По всей видимости виной тому была местность, окружавшая крепость и представлявшая собо леса, болота и подтапливаемые луга.
Кто читал мои первые статьи, там описывался момент, пробивки через лес дороги на Тор, по которой первые переселенцы ездили за солью. Думаю, что совокупность вышеописанных причин и привела к такому варианту дороги, т.е. выбирали наиболее сухие места, которые не затоплялись весной и осенью.
Хотя есть исторические описания улицы, где в моменты распутицы вся местность представляла собой сплошное грязное месиво. Боролись с ним замощением всякими матами из веток и хвороста для улучшения проезда, но данный вариант слабо помогал. Несколько улучшилась ситуация с устройством деревянных тротуаров.
Рассматривая карту, приходим к выводу, что московский почтовый тракт поворачивал на улицу Конюшенную, которая сейчас носит название имени Академика Павлова. Затем делал солидный крюк, чтобы выйти на реальное московское направление. Возникает некоторое непонимание такого варианта.
Оба снимка относятся к карте города Харькова от 1854 года. В силу того, что карта довольно большая я вынужден был сделать их отдельно. Если бы было сделано общее фото и приведено к нормам опубликования для статьи, никто бы ничего не увидел.
Самое интересное, что эти дороги, включая еще одну на Полтаву и Киев нанесены на карте еще 1804 года. К чему я это все пишу. Начнем с того, что направление на Полтаву и Киев на карте указано правильно, тогда и на Сумы было бы по нему более правильным.
А на картах указана сумская дорога, идущая в сторону Белгорода, следовательно, далее на Москву. На каком-то участке сумской тракт, указанный на карте, должен уходить влево. Вопрос остается один, почему за 50 лет не изменили движения в сторону Москвы. Я понимаю, что для бешеной собаки 20 верст не круг, но все же.
Давайте вернемся назад на нашу улицу. Правды ради следует сказать, что есть информация об изменении московского маршрута, а именно, не доходя до моста через реку Харьков, тракт поворачивал влево и шел по правому берегу реки и далее в сторону нынешней улицы имени Т.Г.Шевченко.
Понятно, что дальше он где-то выходил в район улицы Сумской. Хотя архивного подтверждения у меня нет. Утверждается, что такое событие и привело к тому, что только часть улицы от Николаевской площади, ныне площадь Конституции, до правого берега реки стала носить имя Московская.
Далее, после моста, от левого берега продолжение получила Старомосковская или иногда ее называли Захарьковская улица по названию одноименной слободы. За Конной площадью Старомосковская переходила в Корсиковскую по имени купца, владевшего здесь участками земли.
Дальнейшая судьба
Можно быть уверенным, что с приходом Советской власти, такая болезнь присуща всем, переименование улиц не заставило себя долго ждать. В 1919 году Московская улица получает новое название 1 Мая, а немногим позже та же участь постигла и Старомосковскую. Она получила название Броненосца “Потемкина”
Неужели подходил к Харьковскому мосту, а я пропустил такое событие. Вечно у них все не к месту. Но на этом эпопея с переименованием не закончилась, как же такой город и без имени Сталина. Объединив все три предыдущие названия, мы получаем проспект Сталина.
И только в 1961 году произошло новое или почти старое переименование на проспект Московский, правда к этому моменту он стал длиннее за счет части дороги на Чугуев.
Как не прискорбно, но начало улицы сильно пострадало во время бомбежек в военное время и старых зданий сохранилось не много.
Реально осталось здание, в котором сегодня находится Государственный архив. И еще два жилых дома, которые относятся к старой постройке. Все остальное, как мы понимаем, было восстановлено или построено вновь уже в послевоенное время, что не дает возможности восстановить первоначальный облик Московской улицы.
Я имею ввиду не только первые годы ее существования, конечно существуют открытки и гравюры, которые можно опубликовать, но они захватывают только определенные участки улицы о ограниченное время. А я имел ввиду само развитие во времени и до наших дней данной территории города.
Связь времен
Но Московская улица, а рассматривать мы будем, как договорились, участок от Николаевской (площадь Конституции) до Харьковского моста не является единственной в данном районе. После моста берет свое начало Старомосковская, но это уже совсем другая история.
Начиная движение вниз, через несколько десятков метров попадаем на перекресток с переулком Короленко. Он является также одним из самых старых, если уместно так сказать, городских проездов. Первое название его было связано с расположенной здесь мужской классической гимназией. И таким стало название переулка.
Проходя через Московскую улицу, переулок Короленко соединяет одноименную улицу, некогда Николаевскую, с улицей Кооперативной, в разные времена Сенной, Рыбной, да, чуть не забыл, Лаврентия Берии. Как оказалось, что здесь находилось и озеро, которое было препятствием для застройки района.
Надо признать, что Харькову не сильно повезло с местностью с точки зрения градостроительства. Мало того, что озера были в районе Слесарного переулка (о нем ниже), но и на Кооперативной. Известны озера на Екатеринославской и параллельной ей Конторской, где было их два. И это далеко не все.
Еще квартал ниже и с левой стороны улицы появляется еще один переулок, носящий первоначальное, ему повезло больше, название Слесарный. Его появление относят к середине XVIII века, правда само название претерпело орфографические изменения, типа слесарский.
Он длиннее предыдущего, т.к. соединяет нынешний Московский проспект, пересекая улицу Короленко, доходит до Гражданской (некогда Мещанская) и соединяется с Куликовской. Проходя далее, попадаем на правый берег реки Харьков, где перед одноименным мостом через реку сходятся все дороги района.
Сам проспект у моста встречается с улицей Кооперативной, пришедшей слева вдоль берега Харьковской набережной и справа Кузнечный переулок. Хочется вспомнить, что между рекой Харьков и Кузнечным переулком в небольшом сквере было по тем временам достаточно красивое здание кинотеатра Москва.
Вот так примерно выглядят некоторые исторические события и изменения одной из самых старых улиц города Харькова Московской, а ныне ставшей проспектом. Разумеется, что в одной статье невозможно изложить все интересные факты, связанные с городом.
Сегодня закончим, чтобы в следующий раз рассказать не менее интересную историю с другой частью, некогда единой улицы, носившей название Старомосковская. Подписывайтесь на рассылки, делитесь информацией в соц. сетях. За комментарии в статье на сайте буду благодарен. Удачи всем.