1852
Охотился съ Н[иколинькой] убилъ ф[азана] и п[етуха?]. Прiехалъ Ушаковъ, и этотъ прохвостъ своимъ апломбомъ смущаетъ меня. Съ 5 часовъ болятъ зубы ужасно. Сейчасъ пели петухи.
1854
Утро хлопоталъ о деньгахъ и переводе. Мальмъ отказалъ, Невереж[скiй] обещалъ дать. Завтра пойду къ Горчакову. Вечеръ игралъ въ карты, былъ у Сталыпина и въ клубе. Здоровье несовсемъ хорошо и не объяснился съ Д. Горч[аковымъ], за это недовол[енъ]. Исправленiе отъ лени, безхаракт[ерности] и раздраж[ительности].
1855
Хорошенькихъ пропасть, и сладострастiе работаетъ меня. Французы обошли Фоцiалинскiй отрядъ и онъ отступилъ. Добра не сделалъ, зла тоже. —
1856
16, 17, 18, 19, 20. 2 дня былъ у Офросимова, здоровье очень худо, морально слабъ, работалъ нынче безъ охоты. Кажется, чахотка.
1857
20 работала хорош[енькая] б[аба]. Ничего не делалъ, остановился на труд[номъ] месте, распорядился насчетъ Кл.
1858
[Ясная Поляна.] Приехал. Устал. Не любил и не трудился.
1865
Утро не мог писать. Спал дурно. Гулял немного. Всё то же лихорадочное состояние. Читал Mérimée Chronique de Charles IX. Странная его умственная связь с Пушкиным. Очень умен и чуток, а таланта нет. Написал письмо Вл[адимиру] Ф[едоровичу] и тетиньке. Вечером обдумывал и немного переправлял. Под конец даже охотно. —
1884
Кажется, немного поработа[л].
1889
Я. П. Поздно. Пришел Журавов. Мне в первую минуту б[ыло] неприятно, но потом разговорился с ним и узнал, что он доволен своей судьбой и написал недурную повесть о кликуше. Я говорил с ним о работе. Он сапожничает с братом. Да, работа сама для себя есть пьянство скверное. Писал мало. Спал. Вечером пошел в Ясенки, встретил брата Сер[ежу]. Хорошо с ним. Дома Давыдов. Скучно мне. И я падаю духом, не радуюсь. Помоги мне, Отец.
1890
Я. П. Если буду жив.
1894
Три дня не писал; сегодня 20. Вчера еще я ездил в Козловку, третьего дня много рубил и 4-го дня ходил с детьми в Ясенки. По утрам все дни писал. Нынче с утра или вчера с вечера начался очень сильный насморк и кашель. Надо употребить это нездоровье на пользу; не осуждать других, а самому перенести так, чтобы никого не беспокоить, никому не быть неприятным и, главное, продолжать служить. В писании вышли две версии. Последняя (параллельная), кажется, лучше. Надо только ввести понятие желания блага, кот[орое], не освещенное разумом, является себялюбием, и освещенное или освобожденное разумом является любовью, более или менее истинной, по мере степени освещения разумом. —
Записал только одно:
Читал нынче о философии Тейхмюллера, о том, что я давно знаю, что пространство и время суть только порядок распределения предметов, как я давно еще в детстве, почти 15 лет, решил, что время есть возможность понимать два предмета без понятия пространства — надо, чтобы один ушел, а другой пришел на его место. Пространство же есть возможность видеть, понимать два предмета без времени; надо, чтобы один стал подле другого. — И что времени и пространства нет, а это только две возможности понимать предметы. И что потому очень ошибочно говорить о бесконечности времени и пространства, о звездах, свет к[оторых] не дошел еще до нас, и о состоянии солнца за миллионы лет и т. п. Это всё вздор, и тут ничего нет реального. Реальны только наши чувства и мысли. И потому ошибочно думать и говорить: я сделаю это тогда-то после и там-то. Что сделано в области духовной, то сделано, что не сделано, то не сделано сейчас и всегда и везде.
1897
Ясн. Пол. е. б. ж.
Напишу хоть несколько слов. Чирей все очень беспокоит. Нет полной liberté d’esprit. Писал нынче шведское письмо, а вечером с шведом переводил по-шведски. Не выписываю из книжечки, но запишу то, что особенно живо пришло на ум. Жизнь наша так устроена, что всякая наша забота о себе — употребление своего разума (духовных сил) на заботу о себе, приносит только несчастье. А, между тем, этот эгоизм нужен, чтобы жить отдельной жизнью. Это таинственная воля Его. Как только живешь для себя, так погибель, как вне себя, так спокойствие, радость и себе и другим.
1902
Я. П. Полтора месяца не писалъ. Все время писалъ Х[аджи] М[урата]. Здоровье поправляется. Душевнымъ состоянiемъ могу быть доволенъ. Нетъ недобрыхъ чувствъ ни къ кому. Много думалось. Много записать надо.
1) Если умели люди власти подкупить церковь, чтобы она оправдывала ихъ положенiе, то какже имъ не подкупить науку.
2) Заставить себя любить нельзя, можно только устранить препятствiя, мешающiя любви.
3) Я не знаю жизни иной, какъ только ограниченную — отделенную отъ всего — частичную. И потому жизнь была и будетъ отделенная. Отделенную же жизнь я не могу представить себе иначе, какъ въ пространстве и времени, но это не значитъ того, чтобы не могла быть отделенность помимо пространства и времени.
4) Жизнь я не могу иначе видеть, какъ движенiемъ во времени, пределы жизни не могу видеть иначе, какъ матерiей въ пространстве.
5) Листъ падаетъ осенью не отъ мороза, или сухости, а отъ того, что онъ исполнилъ свое химическое назначенiе. Также и всякiй организмъ, также и человекъ (?).
6) Желать при смерти удержать свою личность, это значитъ желать лишенiя себя возможности новой, молодой жизни. Докторъ психiатръ разсказывалъ, что онъ разъ вывелъ съ собой на улицу своихъ больныхъ. Больные испугались новой для нихъ свободы и большой жизни и стали жаться къ доктору и проситься назадъ. Также, говорятъ, заключенные въ первое время освобожденiя тоскую[тъ] о тюрьме. Не то же ли это?
7) Думалъ о безнравственности медицины. Все безнравственно. Безнравствененъ страхъ болезни и смерти, к[оторый] вызываетъ медиц[инская] помощь, безнравств[енно] пользованiе исключительной помощью врачей, доступной только богатымъ.
Безнравственно пользоваться исключительными удобствами, удовольствiями, но пользоваться исключительной возможностью сохраненiя жизни есть верхъ безнравственности. Безнравственно требованiе медицины скрыванiя отъ больного опасности его положенiя и близости смерти. Безнравственны советы и требованiя врачей о томъ, чтобы больной следилъ за собой — своими отправленiями, вообще жилъ какъ можно меньше духовно, а только матерьяльно: не думалъ бы, не волновался, не работалъ.
8) Соцiалисты видятъ въ трёстахъ, синдикатахъ осуществленiе или движенiе къ осуществленiю соцiалистическаго идеа[ла], т. е. что люди работаютъ сообща, а не въ розь. Но работаютъ они сообща только подъ давленiемъ насилiя. Какiя доказательства на то, что они также будутъ работать, когда будутъ свободны, и какiя доказательства того, что трёсты и синдикаты перейдутъ къ рабочимъ. Гораздо вероятнее, что трёсты произведутъ рабство, отъ кот[ораго] освобождаясь рабы будутъ разрушать эти не ими устроенные трёсты.
9) Гипнозъ преданiя, т. е. внушенiя людямъ повторенiя того, чтò делали ихъ предки, есть главная преграда движенiя впередъ — освобожденiя человечества.
10) Мое выздоровленiе похоже на то, что экипажъ вытащили изъ трясины, въ к[оторой] онъ завязъ, не на ту сторону, куда неизбежно надо ехать, а на эту. Черезъ трясину не миновать ехать.
1905
Я. П.
Утромъ писалъ К[онецъ] В[ека]. Все доволенъ. На душе тоска, кот[орая] не побораетъ меня, но к[отор]ую не могу не чувствовать. Редко, кажется никогда не испытывалъ такой тоски. Записать одно, очень важное:
1) Старо это. И много разъ думалъ и говорилъ и писалъ, но нынче особенно живо чувствую: когда грустно, тяжело, стыдно, стоитъ только подумать, что это-то мне и нужно побороть, и все проходитъ, а иногда и радостно становится.
1909
Сегодня проснулся в 10 очень слабый. Много писем. Два оч[ень] ругательн[ых]. Написал о руг[ательных] письмах письмо в газеты. Два раза ходил гулять. Слаб. Всё думается — и хорошо — о письме г[осударю] и свидании с ним, думаю, ч[то] напишу. Теперь 5 часов, сделаю операцию и лягу в постель.
Заснул, обедал неохотно. Вечером Ив[ан] Ив[анович] и не помню кто.
1910
Ни завтра 18, ни 19 ничего не писалъ. 18-го поправлялъ письмо Гроту и кое какiя письма. Нездоровилось — животъ. Ходилъ немного. Вечер[омъ] читалъ интересную книгу: Ищущiе Бога.
19-го все нездоровъ, не трогалъ письма Гр[оту], но серьезнее думалъ о немъ. Утромъ ходилъ. Интересный разсказъ Кудрина объ отбытiи «наказанiя» за отказъ. Книга Купчинск[аго] была бы оч[ень] хороша, если бы не преувеличенiе. Читалъ: И[щущiе] Б[ога]. Телеграмма изъ Ясной, съ вопросомъ о здоровiи и времени прiезда.
Сегодня всталъ почти здоровый. Ходилъ, читалъ, теперь 11-й часъ. Не хочется писать. И не сажусь за работу.
Такъ ничего и не делалъ. Читалъ. Вечеромъ опять тоже. Поздно легъ.