Не успели мы толком обрасти бронзовым загаром и запастись вареньем и сушеными грибами в количестве достаточном для того, чтобы пережить суровую северную зиму, как на нас обрушилась осень. С вечными своими спутниками: потенциальными ОРВИ и вполне реальным началом учебного года.
Конечно, всё необходимое – форма, тетради и ремень – куплено, но что делать с нервной системой тем, для кого школа в некотором роде испытание? Кристина Куплевацкая, основатель книжного клуба в Ноябрьске, финалист национальных премий «Литблог» и «Блог-пост», рекомендует искать ответы в книгах – проверенных временем и совсем свежих.
«Дневник мамы первоклассника», Маша Трауб
Из названия книги ясно, кому она адресована, хотя удовольствие от этого произведения вполне могут получить и папы, и бабушки, и старшие сестры первоклассников.
Маша Трауб, пришедшая в литературу из блогинга молодой автор, у которой довольно быстро появилась индивидуальная серия в крупном издательстве «Эксмо». Это значит, что читатели ее любят и ценят. И есть за что. Трауб пишет о повседневной жизни и будничных проблемах легко и с юмором.
Вот и в «Дневнике мамы первоклассника» Маша со свойственной ей прямотой рассказывает о том, как ее сын Вася пошел в первый класс и как они с мужем пережили этот школьный год.
Ежедневные битвы за ранний подъем, дипломатические переговоры с ребенком в попытках заставить его сделать хоть что-то из домашнего задания, полуночное отчаяние, когда вдруг выясняется, что утром чадо должно принести в класс поделку «Зимушка-зима», а в доме даже ваты нет.
Слишком активные представители родительского комитета, бесконечный ремонт в классе, непрекращающиеся сборы денег на подарки к праздникам, изматывающие подготовки к утренникам, задания в младшей школе, от которых даже у папы сдают нервы…
Обо всем этом Маша Трауб говорит иронично и тепло как человек, уже переживший все ужасы начала чудесных школьных лет. После нескольких страниц чтения и вы немного расслабитесь, как после теплой, дружеской беседы.
«Калечина-Малечина», Евгения Некрасова
Сценарист по образованию, Евгения Некрасова создает тексты, гармоничные по форме и содержанию: кинематографичные и психологичные. За сборник «Несчастливая Москва» автор получила премию «Лицей», после чего на нее и обратили внимание в редакции Елены Шубиной и предложили издать роман. И этот роман стал финалистом нескольких престижных литературных премий страны.
Катя учится в младшей школе и много фантазирует. В основном, чтобы пережить ад детства. Травля в школе (по инициативе учительницы), психологическое и физическое насилие со стороны отца, безразличие (от бессилия, похоже) матери.
Постоянное давление лишает Катю возможности хотя бы как-то воспринимать учебный материал, от этого давление увеличивается. Казалось бы, этот замкнутый круг не по силам разорвать человеческому детенышу, но детская психика помощнее бронепоезда. Кате на помощь из глубин ее бессознательного и газовой плиты приходит фольклорный персонаж – Калечина-Малечина.
Эта чудесная помощница-кикимора и будет учить Катю находить в мире хороших людей (ну и немного проказничать, конечно).
Это чтение нельзя назвать легким и расслабляющим, но оно абсолютно точно – душеспасительное. Неважно, какого возраста ваш ребенок, он может столкнуться в школе с трудностями, которые ему будут не по плечу. «Калечина-Малечина» напоминает читателям о том, что всякий нуждается в любви и поддержке. И что в воспитании детей важно быть терпеливым и внимательным.
«Вверх по лестнице, ведущей вниз», Бел Кауфман
Наш обзор был бы неполным, если бы мы не посоветовали книгу для учителей (и всех, кто хочет знать чуть больше о внутренней жизни школы). Написанная в 1964 году, она многократно переиздавалась, потому что остается актуальной. Меняются педагогические программы, появляется новая техника, а проблемы остаются прежними. Бюрократический абсурд, не всегда адекватные требования к ученикам и педагогам, напряженные отношения между всеми участниками учебного процесса.
Книга «Вверх по лестнице, ведущей вниз» по сути о том, как учителю, столкнувшись со всеми этими трудностями, не потерять любовь к детям и остаться в профессии. Это автобиографичное произведение.
Главная героиня – новая учительница английского языка и литературы в классе для «особо отстающих», это ребята из неблагополучных семей, которым учиться некогда и неохота. Сильвия должна увлечь отстающих своим предметом и повысить их успеваемость. Но это только на первый взгляд. Со временем молодая учительница понимает, что цель ее сложнее и благороднее: она должна дать понять своим ученикам, что ей не всё равно.
Чтобы погрузить читателя в атмосферу школьной жизни, Кауфман выбрала необычную форму романа. Он написан в виде всевозможных циркуляров, внутришкольной переписки, отрывков из ученических сочинений, а связаны эти разношерстные тексты письмами главной героини к своей подруге-однокурснице, в которых она рассказывает о ежедневных трудностях жизни молодого учителя. И благодаря этой переписке Сильвия находит в себе всё больше любви к ученикам и преподаванию.