Очень легко предсказывать далекое будущее и.... практически невозможно предположить, что будет завтра-послезавтра. Многочисленные политологи, эксперты и прочие новомодные знахари так ни разу и не угадали грядущие общественно-гуманитарные катаклизмы. Уже одно то, что они «проспали» распад СССР и мировой финансовый кризис 2008-го или смену «прописки» Крыма - говорит само за себя. А ведь именно от ближайшего будущего надо ждать главных сюрпризов, ибо нам предстоит в нем жить. И настанет оно очень скоро.
Важнейшим условием развития любого государства является стабильность внутриполитической ситуации, где постоянство границ априори должно признаваться незыблемым. Если их нарушать (даже из благих побуждений), то о спокойной жизни можно забыть. В начале 90-х НАТО незаметно переступили через постулаты Хельсинских соглашений. Силой расчленив Югославию, Североатлантический Альянс дал старт центробежным настроениям в Европе.
Одной из причин создания Евросоюза была идея «стирания» межгосударственных кордонов. Предполагалось, что после создания единого периметра еврозоны проблемы территориального, религиозного и этнического характера исчезнут автоматически. В этом присутствовала логика: с одной стороны - сводилась к нулю вероятность вооруженных конфликтов между членами ЕС, с другой стороны формировался торговый рынок с общими правилами поведения. Появилось единая валюта, законодательство подвели к единому знаменателю.
После отмены национальных валют (традиционных символов независимости) оставался лишь один шаг к полному отказу от государственного суверенитета. Стирание государственных границ превращало членов ЕС в субъекты нового федерального объединения.
Вот тут-то парадоксы посыпались, как из рога изобилия:
Парадокс №1. Стирание государственных границ усилило сепаратистские тенденции. Нации и народности, которые веками мечтали о независимости, почувствовали, что в ХХІ настал удобный момент обрести суверенитет. Например, на территории Испании хотят стать самостоятельными государствами и бедная Галисия и богатейшая Каталония. Желают самоопределения туристическо-тусовочные Канарские острова и суровые жители Басконии. Не случайно, на местных выборах побеждают партии националистического толка, программные месседжи которых направлены на обретение независимости.
Парадокс №2. Политическое свингерство пора сворачивать. Срочно нужны границы в безграничной Европе. Казалось бы, зачем? Пограничные столбы (пусть даже и эфемерные) убраны, дороги везде открыты - перемещайся с кем хочешь, и куда угодно. Так-то оно так, но кто знает, что будет завтра. Ситуация поразительно напоминает СССР образца 1954 года. По решению Хрущева Крымская область из состава РСФСР передана в состав УССР. Украина получила Крым в качестве «царского подарка» по случаю 300-летия воссоединения с Россией. В рамках «нерушимого» Советского Союза с его формальными внутренними границами жест генсека казался чистым популизмом. Тогда никто не мог предположить, что спустя 37 лет СССР распадется и курортный полуостров станет неотъемлемой частью независимой Украины... Начало ХХІ века показало - ЕС очень неустойчивая, скажем больше, слабо интегрированная политическая система. Евросоюз не вечен. Многие эксперты предрекают его распад к 2035 году. Существует досконально просчитанная математическая модель сего события. Да и исторические аналоги имеются - СССР, Чехословакия, Югославия. Так вот, если Каталония или Шотландия таки получат независимость, то нынешние чисто административные границы, в недалеком будущем могут стать официальными кордонами. И если эти границы станут определять по факту обретения территориями независимости, то это почти всегда гарантирует войну.
Хотим мы этого или нет, но Евросоюз представляет собой огромную дробилку. Итак, какие новые государства могут родиться в чреве Объединенной Европы. От Италии отсоединятся Сардиния и Лангобардия (промышленно развитая северо-итальянская область). Косово практически суверенно. От Испании отойдут Каталония, страна Басков, Галисия, Андалузия, Канарские острова. Франция может потерять остров Корсика и часть страны Басков по свою сторону Пиренеев. Великобритания лишается Шотландии и Северной Ирландии, в Уэльсе растут сепаратистские настроения. Дания скоро признает независимость Гренландии (или продаст её). Бельгия раскалывается пополам на Валлонию и Фландрию. Исчезнет Македония - её земли поделят Великая Албания, Греция и Болгария. Нежизнеспособной окажется Босния и Герцеговина. Немцам вполне по силам вернуть Данцигский коридор (сейчас территория Польши) и ещё раз германизировать Прибалтику. В этой ситуации, перед Россией может замаячить проблема Калининградской области (Пруссии). Но у Берлина существует проблема с сепаратизмом Баварии. Из Австрии может выделиться государство Тироль. Велика вероятность возникновения государственности на Шетландских и Оркнейских островах. Из Боснии-Герцеговины может отколоться Сербская республика.
Многие эксперты сходятся во мнении: политические движения по региональному самоопределению, расширение прав местных этнокультурных сообществ и автономизация могут привести к появлению на карте Евросоюза около 70 (!) новых государств. Хм, интересно будет посмотреть на участников чемпионата Европы по футболу эдак в 2032 году
Первой страной, которая будет раздроблена - это Великобритания и Украина.