Найти тему
Справочник кинопижона

5 недооцененных школьных комедий 80-х

В 80-е Голливуд радикально переориентировался со взрослой аудитории на тинейджеров, что вылилось в популяризацию сразу нескольких жанров, от слэшеров до фэнтези. Особое место в этой движухе занимали молодежные, в первую очередь, школьные комедии, которые существовали и в 50-е, и в 60-е, и в 70-е, но были скорее маргинальным жанром, на который всерьез никто внимание не обращал.

В 80-е ситуация изменилась кардинально, и количество выпускаемых на экраны школьных комедий стало сравнимо с количеством трэш-боевиков или тех же слэшеров. В этом нет ничего удивительного: стоили такие фильмы откровенно мало, спецэффектов и участия звезд не требовали, а кассу иногда собирали весьма неплохую. Другое дело, что в отличие от хорроров и экшна подобная продукция предназначалась для внутреннего американского рынка, а поэтому за пределами США была мало кому интересна. Реалии американской High Scholl всё-таки достаточно специфичны и плохо воспринимаются, например, во Франции или Японии. Есть конечно фильмы, которые стали классикой и хорошо известны во всём мире: "Клуб завтрак", "Беспечные времена в "Риджмонт Хай"" или "Смертельное влечение".

С другой стороны, есть и сравнительно малоизвестные, но любопытные жанровые образцы, лишенные стандартного для подобной продукции туалетного юмора, о которых можно и вспомнить холодным осенним вечером.

Высшая школа рок-н-ролла (Rock 'n' Roll High School), 1979, режиссеры - Алан Аркуш, Джо Данте

Очередное доказательство гениальности Роджера Кормана, сумевшего наметить и обстебать многие штампы набирающего популярность жанра. "Высшая школа рок-н-ролла" - китчевая панк-рок комедия, пародирующая молодежное кино 50-х, с той лишь разницей, что вместо Элвиса и Джерри Ли, объектом массового обожания школьников является группа Ramones, которая в полном составе и снялась в фильме. Ну и заглавная вещь из саундтрека:

Мой телохранитель (My Bodyguard), 1980, режиссер - Тони Билл

-2

Главный герой этой комедии - школьник, который с целью отбиться от местных гопников нанимает телохранителя. Последнего, к слову, играет молодой Адам Болдуин. Фанатам "Светлячка" стоит взять на заметку. Кино получилось заметно умнее, чем можно было бы ожидать от такой сюжетной завязки.

Уж лучше умереть (Better Off Dead...), 1985, режиссер - Сэвидж Стив Холланд

-3

От героя Джона Кьюсака ушла девушка к более успешному старшекласснику, которого зовут Сталин. Да, это имя. Нет, это никак не обыгрывается в сюжете. "Уж лучше умереть" регулярно попадает во всевозможные списки культовых фильмов по одной простой причине: крайне специфический юмор, когда непонятно, смотришь ты школьную комедию или пародию на неё. Создатели постоянно переходят на уровень метаюмора, в следствие чего абсурдность происходящего постоянно выходит за пределы жанровых конвенций.

Лукас (Lucas), 1986, режиссер - Дэвид Зельцер

-4

Традиционный сюжет о нерде, решившем стать американском футболистом, подан здесь на удивлении деликатно и мягко. В качестве бонуса молодой и малоизвестный на момент съемок Чарли Шин в роли второго плана.

Ровно в 3 часа (Three O'Clock High), 1987, режиссер - Фил Джоану

Симпатичный ремейк классического вестерна Фреда Циннемана "Ровно в полдень", действие которого перенесено в американскую среднюю школу. Главный герой - типичный нерд, которому местный гопник забил стрелку ровно в 3 часа дня. В течение фильма протагонист будет изобретать всё новые планы, чтобы этой встречи избежать.