Найти тему
Олег Макаренко

Этично ли блокировать рекламу?

После того, как «Интернет Эксплорер» окончательно себя дискредитировал, «Майкрософт» решил выпустить новый браузер. К сожалению, этот браузер также начинает свою карьеру с некрасивых приключений — так, из магазина приложений для «Эдж» по неизвестным причинам убрали расширение для блокировки рекламы:

https://3dnews.ru/988521

Впрочем, нельзя сказать, что блокировщики рекламы являются безусловным добром. Новостные сайты типа того, на котором мы прочли эту новость, должны на что-то жить, должны платить зарплаты программистам и журналистам. Если все читатели будут блокировать рекламу, такие сайты или закроются, или будут существовать за счёт скрытой рекламы.

К сожалению, простого решения проблема финансирования информационных сайтов не имеет. Пока что мы наблюдаем гонку вооружений: новостные сайты бомбардируют нас всё более агрессивной и токсичной рекламой, а блокировщики рекламы скрывают уже не только рекламу, но и даже информационный контент.

Англоязычные новостные сайты предпринимают ответные меры защиты: не дают вообще ничего смотреть тем, кто пользуется, допустим, «Адблоком». В России пока что против «Адблока» особо не воюют — то ли потому, что он у нас не так популярен, то ли потому, что наши новостные издания жмотятся на нормальных программистов. Лично я подозреваю второе — «Газета.Ру», к примеру, вот уже больше года распугивает читателей своими глючными автозапускающимися видеороликами, а РБК одно время требовал убрать «Адблок» даже у тех, кто сроду его в браузер не ставил.

Проблема реальна, и я пока что не вижу у неё никакого красивого решения. Мы имеем дело с классической трагедией общинных ресурсов: если рекламу перестанут смотреть самые хитрые, ничего страшного не случится, но если рекламу перестанет смотреть большая часть посетителей, значительная часть интернета или исчезнет, или деградирует.

Интересно, что если рекламу перестанут смотреть вообще все, проблема решится сама собой: мы вернёмся в старые добрые времена, когда на газету надо было подписываться, чтобы почтальон доставлял её в почтовый ящик. Тем не менее вполне очевидно, что совсем все рекламу смотреть не перестанут, и потому конкуренцию будут выигрывать издания, нацеленные на самую нетребовательную аудиторию, — на тех, кто или слишком не может поставить себе аналог «Адблока», или не видит в потреблении сверхназойливой рекламы ничего раздражающего.

Таким образом пользователей блокировщиков рекламы можно сравнить с антипрививочниками. Пока их немного, серьёзной опасности они не представляют, однако если их станет больше, привычный нам интернет может сильно пострадать.

Собственно, интернет и сейчас-то находится далеко не в лучшей форме, — вышеупомянутые «Газета» и РБК, равно как и практически все остальные СМИ, не генерируют контент, а просто перепечатывают новости друг у друга. Если поголовье изданий уменьшится в 20 раз, простой читатель даже не заметит, что теперь свежий обзор задниц сестёр Кардашьян публикуют только 10 сайтов вместо 200. Вместе с тем, увы, все попытки отойти от вкусов массового читателя, чтобы начать насильно потчевать его вечным и добрым, пока что к успеху не приводили. Страны, которые пытались пойти по пути жёсткой цензуры, в итоге всегда заканчивали культурным отставанием от остального потребительски-бездушного мира.