В 1906 году немецкий врач-невролог Леопольд Левенфельд выпустил ставшую популярной книгу, изданную в России в 1913 году под названием «Брак и счастье. Наблюдения, размышления и советы врача», в которой он показывает, что семейное счастье — это сложный и многофакторный продукт супружеской жизни. Счастье в браке не означает «блаженную жизнь», а может быть лишь чувством удовлетворенности от превышения моментов семейного счастья над неизбежными «неприятностями и волнениями». Такой положительный баланс брачной жизни определяется, по мнению Левенфельда, двумя группами условий. В первую группу факторов входят базовые предпосылки благополучия брака («предрасполагающие условия»), такие как материальное обеспечение и здоровье, а также возраст, наружность, предшествующий сексуальный опыт, общественное положение, образование, влияние семьи, религиозные верования, общее мировоззрение, среда общения, профессиональные занятия, жизненные привычки, мотивы заключения брака.
Ко второй принципиальной для счастья «существенной» группе факторов относятся «известные черты человеческого характера», иными словами психологические узлы супружеской связи. Этой группе факторов свойственно неоднозначное, порой парадоксальное их сочетание в супружеской паре. Тем не менее Левенфельд выделяет ряд интересных закономерностей и дает ценные советы по сбережению семейного счастья. Например, понимая, что супругам необходима синхронизация чувств, которые каждый переживает индивидуально в разной степени интенсивности и глубины, Левенфельд призывает соблюдать «экономию в области эмоциональных переживаний», поскольку резонировать со вспышками высоких чувств или глубокими погружениями в себя крайне сложно. На здравом смысле и естественно-научных предпосылках также основывается соображение о том, что благородному самоотречению в любви предпочтительнее сбалансированность того, «что каждый получает», с тем, «что каждый дает другому».
Сочетания таких факторов, как темперамент и характер, известных с глубокой древности, которые следует учитывать в супружеских отношениях, мы рассмотрим в их более современной интерпретации, предложенной Отто Крегером и Дженет Тьюсон в книге «16 дорог любви», а здесь отметим оригинальную идею Левенфельда об индивидуальной способности к семейному счастью. Способность к семейному счастью определяется склонностью к вере в ценности брака подобно религиозной вере, так что у человека практически отсутствует критическая оценка супружеских отношений, а также «отсутствием полигамической тенденции», другими словами, склонностью быть однолюбом.
Следует отдать должное проницательности Левенфельда, который также определил «три элемента любовного чувства», порождающих в разных комбинациях «разнообразные нюансы любви» и включающих: «1) половое влечение, 2) чувства склонности и нежности по отношению к известному объекту (чувство симпатии) и 3) чувства уважения, начиная с простого уважения и кончая чувствами удивления, благоговения, вплоть до обоготворения». Обратите внимание, как эти элементы перекликаются с теорией трехкомпонентной любви Р. Стернберга.
Как бы продолжая линию Левенфельда, свой вклад в распространение основанных на естественно-научной практике прагматичных представлений об условиях счастливого брака внес голландский врач-гинеколог Теодор Хендрик ван де Вельде, опубликовав в 1926 году книгу «Идеальный брак». Указав на «четыре краеугольных камня, на которых покоится любовь и счастье в браке»: 1) правильный подбор супругов, 2) общее психическое соответствие между ними, 3) благоприятное и соответствующее обоюдному желанию супругов разрешение вопроса о потомстве, 4) гармонически полная половая брачная жизнь, — он детально представил разнообразные научные сведения о половом влечении и его полноценном удовлетворении в браке. Например, «всякая девушка в положении новобрачной в первое время при половом общении обычно оказывается более или менее „холодной“, почти безразличной к наслаждениям от полового акта, и физиологическое проявление ее любви в ней приходится пробуждать и развивать». Если же мужчина игнорирует это обстоятельство, то «она и остается такой же безразлично-равнодушной, и нередко то, чем не воспользовался и чем пренебрег муж, становится собственностью постороннего, опытного в любви мужчины».
Просветив читателей, стремящихся к брачной гармонии, в вопросах строения половых органов, стадиях полового акта, особенностях различных поз и половой гигиены, Т. Х. ван де Вельде призывает к тому, что «идеальный брак должен быть понят в его истинном смысле. А сущность этого смысла — в духовной любви или, выражаясь правильнее, в полном слиянии телесного и духовного чувств любви людей противоположного пола». Такое слияние в практике супружеской жизни осуществляется в повседневном общении, которое может способствовать коммуникации любви или препятствовать ей.