"Америкэн бой" вышел сразу после перестройки и распада СССР, но в этом фильме, как в зеркале, отражены настроения и понятия эпохи конца 80-х и начала 90-х. Для тех, "кто помнит девяностые", это отличный повод для ностальгии, для остальных - любопытнейший артефакт, свидетель эпохи.
В Америке, когда закон оказывался бессилен, за правду и справедливость вступались ветераны Вьетнама. В СССР в конце 80-х такими героями стали "афганцы", чей идеализированный образ объединял честь, ненависть к беззаконию и боевые навыки. Тогда еще они не взрывали друг друга на кладбище, массово не убивали вчерашних братьев по оружию в борьбе за льготы в импорте сигарет, алкоголя и всякого ширпотреба. Так что герой "Америкэн боя" вписался в когорту "русских Рэмбо" конца 80-х - начала 90-х.
Еще один миф той поры - Америка, страна счастья и процветания. Забытый Родиной сирота освобожден из душманского плена американцами, становится US citizen и находит любовь, семью и благополучие в США. В начале фильма реальный журналист Борис Калягин берет "интервью" у "бывшего соотечественника". Тот приглашает советского международника в свой дом, открывает холодильник и быстро собирает на стол пивко-закуску - нехитрое преставление об идеальной жизни тех времен.
Соответственно, если Америка - рай на Земле, то возвращение на Родину - это путешествие в ад. Коля Найденов - а теперь Ник Маккен - приезжает домой и видит бандитский беспредел, бессилие милиции, нищету и унижение обычных людей, смерть друзей. Родной город - как Дикий Запад до прихода туда закона и порядка.
Разумеется, бывший "воин-интернационалист" начинает собственную войну без правил - а как иначе с беспредельщиками? В одиночку он уничтожает банду "Близнецов" в лучших традициях американских боевиков. Стоит отметить, что в отличие от "кооперативных" фильмов, "Америкэн бой" вовсе не угарный треш типа "Живой мишени", а крепкий, динамичный и кровавый actioner в стиле добротных B-movies. Снято недорого, но забористо, с азартом - и совсем не позорно.
При всей условности боевика "Америкэн бой" точно передает приметы времени. Некоторые сцены великолепны. Моя любимая - ужин Ника Маккена и честного мента (прекрасный Владимир Гостюхин) в местном ресторане a la "Интурист". Помните хамку-официантку и ее мгновенное подобострастие при виде американского паспорта? Помните, как советский мент не умеет открывать баночное пиво? Помните магию 100-долларовой банкноты? Таких точных и сочных сцен в фильме не одна.
Отдельная похвала - Александру Пескову. Как удачно, что на эту роль не позвали красавца-звезду типа Абдулова! Именно Песков придает фильму человечность и убедительность. Глядя на него веришь, что это сирота из детдома, нашедший скромное счастье в Америке, что такой мужик может, когда обстоятельства вынуждают, взяться за оружие и отстоять справедливость. Отличная роль -и не полностью реализованный актер.
Когда я хочу "вспомнить молодость" и последние годы СССР, "Америкэн бой" неизменно заходит и под бокал пива, и под рюмку водки. Для меня этот фильм отлично оживляет дух тех волнительных лет.